Алевтина Кочеткова
Методическая разработка театрального кружка на 2018–2019 год (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ– СОШ №3 г. Маркса, Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой С п Детский сад-школа №8
Методическая разработка
Театрального кружка «Теремок»
2018-2019гг
Руководитель: Кочеткова Алевтина Петровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Методическая разработка театрального кружка на 2018–2019 год (средняя группа)» размещена в разделах
- Средняя группа
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка. Программа описывает подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Цель программы.
Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Общие программные задачи:
1. Образовательные: Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др). Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
2. Развивающие: Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях; Развивать память, внимание, воображение, фантазию; Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски; Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей. Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. Развивать желание выступать перед родителями. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные: Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества. Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала; Воспитание аккуратности старательности. Воспитание коммуникативных способностей детей
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня.
Занятия проводятся по следующей схеме:
- введение в тему; - создание эмоционального настроения; -театрализованная деятельность (используются методы и приемы : чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры - импровизации,
Режим занятий
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю Длительность занятий составляет: - 1 год обучения (4-5 лет) – не более 20 мин.
Ожидаемый результат
Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности. Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния. Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность). Развитие всех сторон речи. Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка. К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок должен знать: - виды театров; : музыкальный, кукольный, театр зверей, теневой- знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Ребенок должен уметь: - передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи; - понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации; - принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; -изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
Ребенок должен владеть навыками: - культурного поведения в театре; - подбора собственных выразительных жестов; - психологического настроя на выполнение предстоящего действия; - - произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Необходимое оборудование
Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.
ФОРМЫ РАБОТЫ
- Занятия. –
Игры- занятия. –
Игры- загадки. –
Занятия- путешествия. –
Игры- драматизации. –
Занятия- путешествия. –
Игры- драматизации. –
Совместная деятельность педагога и воспитанников. –
Самостоятельная деятельность воспитанников. –
Игры, упражнения,
этюды.
Работа с детьми: индивидуальная парная, подгрупповая.
Работа с родителями.
Участие в концертах, показ драматизаций для родителей; консультации, папки- раскладушки.
Сентябрь
1 занятие
Тема:
1. Викторина по сказкам.
2. Загадки о сказочных героях
Цель: Вспомнить с детьми знакомые сказки. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
2 занятие
Тема:
1. Игра «Волшебные превращения»
2. Чтение стихотворения «Веселый оркестр»
3. Игра на имитацию движений «Представьте себе» Т. игра ст33
Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
3 занятие
Тема:
1. Чтение сказки : «Пузырь соломинка и лапоть»
2. Подвижная игра «Пузырь»
3. «Подумай и ответь» Новиковская ст. 9-10
Цель: Формировать умение внимательно слушать сказку. Развивать двигательную активность детей.
4 занятие
Тема:
1. Рассказывание воспитателем сказки «Пузырь соломинка и лапоть»
2. Игра «Запомни и повтори»
3. Т. игра «Мыльные пузыри» Новиковская ст. 12
Цель: Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая, отвечать на вопросы воспитателя. Развивать слуховую и зрительную память.
Октябрь
1 занятие
Тема:
1. Рассказывание воспитателем совместно с детьми сказки «Пузырь соломинка и лапоть»
2. Игра «Есть или нет» Новиковская ст. 12
Цель: Учить коллективному пересказу знакомой сказки. Развивать зрительную и слуховую внимательность детей.
2 занятие
Тема:
1. Показ сказки воспитателем сказки (настольный театр)
2. Беседа о правилах передвижения фигурок на столе.
3. Пантомима Новиковская ст. 14
Цель: Воспитывать интерес к сказке. Дать знания детям о правилах в показе настольного театра.
3 занятие
Тема:
1. Показ сказки совместно с детьми.
2. Игры «Сосчитай», «Узнай по контуру» Новиковская ст. 14
Цель: Совершенствовать общую и мелкую моторику. Цифры 1-3.
4 занятие
Тема:
1. Экскурсия- имитация «В осенний лес»
2. Игра с движениями «Художница осень»
3. Мини-сценка «Еж- чистюля» Т. игра ст. 40
Цель: Развивать воображение, пантомимические навыки.
Ноябрь
1 занятие
Тема:
1. Чтение сказки : Лиса и кувшин»
2. Беседа «Подумай и ответь»
3. Сказочные загадки» Новиковская ст 26
Цели: Формировать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
2 занятие
Тема:
1. Чтение сказки «Лиса и кувшин» и совместный пересказ сказки.
2. П. игра «Сноп»
3. Игра «Всем поможем» Новиковская ст. 26- 28
Цель: Совершенствовать общую моторику. Развивать способность осмыслять события сказки.
3 занятие
Тема:
1. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» детьми
2. Задание «Узнай по звуку»
3. «Назови части» Новиковская ст. 29
Цель: Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, расширять словарный запас детей.
4 занятие
Тема:
1. Показ сказки воспитателем и детьми совместно.
2. Артикуляционная гимнастика
3. «Дорисуй узор», Новиковская ст 33- 34
Цель: Воспитание коммуникативных навыков.
Декабрь
1 занятие
Тема:
1. Рисуем сказку
2. П. игра «Лиса и кувшин»
3. «Найди лишний предмет» Новиковская ст 33
Цель: Развивать дыхание, вырабатывать длительный направленный выдох.
2 занятие
Тема:
1. Игра «Снежинки»
2. Дыхательные упражнения
3. Игра на память физических действий Т. Игра ст. 49
Цель: Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «у», «ф», «х», «ш»
3 занятие
Тема:
1. Игра с движениями
2. Игра «Продолжи фразу»
3. Ролевой театр «Кошкин дом» Т. Игра ст. 45
Цель: Создавать у детей положительный эмоциональный настрой,
4 занятие
Тема:
1. Театр рук «Кораблик»
2. Игра с движениями «Пингвины на льду»
3. Игра «Море волнуется» Т. Игра ст 53
Цель: Учить сочетать движения и речь, расширять голосовой диапозон.
Январь
1 занятие
Тема:
1. Знакомство с театром теней. Показ воспитателем сказки «Маша и медведь»
2. Рассматривание оборудования и силуэтов к сказке, показ правильного вождения
Цель: Познакомить детей с новым театром, воспитывать интерес к театру.
2 занятие
Тема:
1. Чтение стихотворения «Кто пришел ко мне с утра»
2. Упражнение на развитие интонационной выразительности. Т. Игра ст. 54
3. Показ сказки «Маша и медведь» воспитателем с помощью детей (по желанию)
Цель: Воспитывать любовь и уважение к матери, семье. Воспитывать интерес к теневому театру.
3 занятие
Тема:
1. Потешка «Вороны»
2. Игра с движениями «Летает – не летает» Т. Игра ст. 43
3.»Показ сказки «Маша и медведь» детьми.
Цель: Закрепить знание о теневом театре, учить произносить тексты с различной силой голоса.
Февраль
1 занятие
Тема:
1. Знакомство со сказкой «Заяц- хваста»
2. Игра «Оркестр», «Сосчитай» Т. Игра ст. 47
Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Развивать коммуникативные качества детей.
2 занятие
Тема:
1. Чтение сказки «Заяц- хваста»
2. «Подумай и ответь» Беседа по сказке.
3. Игра «Будь внимателен» Новиковская ст. 60
Цель: Формировать умение внимательно слушать взрослого, соблюдать правило в играх.
3 занятие
Тема:
1. Совместный пересказ сказки воспитателя с детьми
2. Игра «Найди ошибку» Загадки.
3. Игра «Цепочки слов» Новиковская ст 60- 61
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, осмыслять события сказки.
4 занятие
Тема:
1. Показ сказки «Заяц- хваста» воспитателем (куклы на палочках)
2. Конструирование из счетных палочек Новиковская ст 68- 69
3. Игра «Продолжи фразу» Т. Игра ст45
Март
1 занятие
Тема:
1. Организационный момент. «Инсценировка сказки.»
2. Артикуляционная гимнастика
3.»Чьи следы» -дедуктивная игра Новиковская ст. 64
Цель: Учить детей согласовывать мелкую и артикуляционную моторику.
2 занятие
Тема:
1. Инсценировка сказки на ширме «Заяц- хваста» на ширме. Воспитатель+ дети
2. Игра «Волшебный барабанчик» Новиковская ст. 68
Цель: Развивать слуховое и зрительное восприятие детей, память, дыхание.
3 занятие
Тема:
1. Рисуем сказку «Заяц- хваста»
2. Игра П. игра «Зайки на лужайке»
3. Конструирование из счетных палочек. Новиковская ст. 68- 69
Цель: Совершенствовать мелкую и общую моторику. Формировать умение ориентироваться в пространстве.
4 занятие
Тема:
1. Организационный момент. Игра «Пчелки и жук»
2. Игра на пальцах Т. Игра 58
Цель: Уточнить знание детей о весне. Развивать мелкую моторику рук.
Апрель
1 занятие
Тема:
1. Игра на пальцах
2. Стихотворение «Кто пришел?»
3. Игра с движениями «Мама спит» Т. Игра ст. 54
Цель: Развивать мелкую моторику, умение сочетать движение и речь.
2 занятие
Тема:
1. Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит»
2. Игра- пантомима
3. Куклы из театра Т. Игра ст 59
Цель: Развивать пантомические навыки, развивать речь.
3 занятие
Тема:
1. Чтение сказки «Смоляной бочок»
2. «Подумай и ответь» Новиковская ст76- 77
Цель: Формировать желание детей слушать сказку.
4. занятие
Тема:
1. Игра «Мы знаем много названий животных»
2. Игра «Волк и коровы» Новиковская ст. 77
3. Чтение сказки «Смоляной бычок» Беседа о героях сказки»
Цель: Закреплять и расширять знание о домашних животных.
Май
1. занятие
Тема:
1. Игра «Из чего бычок?»
2. «Найди ошибку» Новиковская ст 77
3. Рассказываем сказку «Смоляной бычок» Воспитатель+ дети.
Цель: Формировать умение соблюдать очередность в коллективном пересказе.
2 занятие
Тема:
1. Инсценировка сказки. Беседа после инсценировки.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Игра «Урок коровьего языка» Новиковская ст 81
Цель: Воспитывать подражательность. Учить согласовывать свои действия при проведении инсценировки.
3 занятие
Тема:
1. Показ сказки на ширме. Воспитатель + дети
2. Игра «Сосчитай» Новиковская ст 82
Цель: Воспитывать умение сочетать движение и речь. Воспитание коммуникативных навыков.
4 занятие
Тема:
1. Показ сказок на разного вида оборудовании, по желанию детей.
Цель : Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
Литература:
1. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. О. А. Новиковская
Санкт-Петербург «Паритет» 2007г
2. Театральные игры в детском саду Г. Н. Петрова
3. Кукольный театр дошкольникам Т. Н. Караманенко.