Ляшенко Ольга Николаевна
Консультация для воспитателей «Особенности адаптации детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка консультаций для воспитателей
«Особенности адаптации детей раннего возраста»
Педагог-психолог Ляшенко Ольга Николаевна
МБДОУ д/с № 97 г. Таганрога
Консультация № 1. Адаптация.
Эмоциональный портрет впервые поступившего в детский сад ребенка
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности адаптации детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от:
*психофизиологических и личностных особенностей ребенка;
*от сложившихся семейных отношений;
*от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Т. е., как Вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему.
Однако можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы вам рассказать.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых, нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В третьих, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года, тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.
Холерики, особенно мальчики, тяжело переносят недостаток активности и движения в детском саду, к тому же воспитатели делают им бесчисленные замечания.
Осложняющими факторами адаптации будут повышенная тревожность мамы, конфликты в семье и необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками.
Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек (сосание пальца, грызет ногти)
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
6. Утренний плач при расставании с родителями.
7. Отсутствие единого стиля воспитания родителей и воспитателей.
К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет :
В яслях - 7-10 дней
В детском саду в 3 года - 2-3 недели
В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц
Психологи выделяют 3 фазы адаптационного процесса
1. Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. В начале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. Срывы приспособления к яслям проявляются в среднем на 4-ый день в виде различных заболеваний. Благоприятная адаптация завершается между 11 и 24 днями после поступления в детское учреждение. Дети в дневных яслях приспосабливаются, в среднем, 4-6 недель (в круглосуточных – 3-4 месяца).
2. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами. Фаза длится 3 – 5 месяцев
3. Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода :
1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.
2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.
3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.
Эмоциональный портрет впервые поступившего в детский сад ребенка
Ребенок, адаптирующийся к коллективу, проявляет ряд особенностей поведения и различные эмоции. Психологи выделяют следующие:
Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.
Проявления отрицательных эмоций различны: от еле уловимых до депрессии. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы, о сне вообще не стоит говорить. И вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая "белку в колесе". Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.
Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного рева. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что на какое-то время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.
В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре.
Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.
Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Нет ребенка, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования. Ребенок боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут о нем, не придут за ним вечером, чтобы забрать домой.
Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.
Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш увлечен новизной. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции. Улыбка и веселый смех - это главные показатели завершения адаптационного периода.
Социальные контакты. Уже в три года малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". На смену этому приходит "компромиссная контактность", означающая то, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу контакта с взрослыми людьми.
Но эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру. пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Насколько проще ему было дома, когда он проводил все дни один.
Как только ребенок сумеет, наконец, наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.
Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками. Ребенок словно находится в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако, как только он проснется, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет совсем.
Социальные навыки. От стресса малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он не умеет одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг вспоминает забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.
Особенности речи. У некоторых детей на фоне стресса меняется и речь, в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, в разговоре употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения становятся односложными, как "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой степени – речь или не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.
Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко она сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо активен. Главное не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.
Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но такой сон с трудом можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Лишь когда ребенок адаптируется к саду, он сможет спать спокойно.
Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест с "волчьим" аппетитом, пытаясь удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного выше эмоционального портрета. На фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.
Адаптация может считаться законченной, если:
• у ребенка стабильное положительное эмоциональное состояние в течение недели, он активно играет, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
• у него отсутствуют заболевания;
• есть динамика психомоторного развития.
• восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.
Консультация № 2. Занятия по формированию сплоченности
в детском коллективе в период адаптации
Как сплотить детей в младшей группе
Занятия для детей младшей группы по программе «Как подружить детей в дежурном детском саду» строятся по схеме: приветствие, игры и упражнения в соответствии с темой занятия, рефлексия.
Занятие 1. «Давайте познакомимся»
Знакомство
Дошкольники садятся в круг. Предложите им познакомиться с помощью колокольчика-помощника. Каждый ребенок звонит в колокольчик, называет свое имя и передает колокольчик дальше по кругу.
Приветствие «Здравствуй, небо!»
Дети встают и произносят слова приветствия:
Здравствуй, небо! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, земля! (опускают руки вниз)
Здравствуйте, мои друзья! (дети кладут руки на плечи соседей и улыбаются всем)
Игра «Похлопайте те, кто…»
Для того чтобы лучше узнать друг друга, давайте поиграем в игру. Похлопайте в ладоши те, кто любит солнышко; кто любит гулять; кто любит мороженое; кто любит кататься на карусели.
Игра «Карусели»
Прямо сейчас мы покатаемся на карусели. Для этого нужно взяться за руки и встать в круг. Теперь мы движемся по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише! Не спешите! Карусель остановите!
Повторяйте игру 2–3 раза. Скажите детям о том, что здорово кататься на карусели вместе с друзьями.
Игра «Найди пару»
Сейчас каждому я дам цветное сердечко. Нужно найти того, у кого сердечко такого же цвета. Кто нашел, создают свою пару, берутся за руки.
Рифлексия
Дружно за руки возьмемся!
И друг другу улыбнемся!
Занятие 2. «Путешествие на Солнечную поляну»
Приветствие: «Здравствуй, небо!»
Дети встают и произносят слова приветствия:
Здравствуй, небо! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, земля! (опускают руки вниз)
Здравствуйте, мои друзья! (дети кладут руки на плечи соседей и улыбаются всем)
Игра «Солнце, дождик, ветер»
Покажите картинки с изображением солнца, дождя и ветра. На каждую картинку дети выполняют разные движения: солнце – прыгают и хлопают в ладошки; дождик – приседают, руки над головой в замок; ветер – раскачиваются из стороны в сторону и машут руками.
Смотри, не зевай!
Солнце, дождик, ветер различай!
Что увидишь на картинке – то и проживай!
Предложите детям поехать на Солнечную полянку, где всегда светит солнце. Доехать туда можно только на паровозе. Дети выстраиваются друг за другом и двигаются по группе за вами.
Упражнение «Цветок»
Вот мы и приехали на Солнечную поляну. На Солнечной поляне всегда много цветов, цветы вырастают из маленьких семян. Сейчас все вы превратитесь в маленькие семена. Садитесь на корточки. Семена пролежали в земле всю долгую зиму. Но вот пришла весна. Солнце пригрело землю, стали семена просыпаться и прорастать. Тянутся семена к небу и солнцу. Вот и распустились прекрасные цветы.
Дети повторяют за вами движения – медленно поднимаются с корточек, тянутся на носочках, раскидывают руки, раскачиваются из стороны в сторону.
Задание «Посади цветок на клумбу»
На ковре разложите цветы трех основных цветов. Например, зеленые, красные и синие. Предложите детям рассадить цветы на клумбы-обручи трех соответствующих цветов. Дети выполняют задание по сигналу колокольчика. Затем снова выстраиваются в паровозик, возвращаются в группу.
Рефлексия
Дружно за руки возьмемся!
И друг другу улыбнемся!
Занятие 3. «Фруктовый сад»
Приветствие «Здравствуй, небо!»
Дети встают и произносят слова приветствия:
Здравствуй, небо! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, земля! (опускают руки вниз)
Здравствуйте, мои друзья! (дети кладут руки на плечи соседей и улыбаются всем)
Игра «Улавливай шепот»
Покажите детям фрукты, которые лежат в корзинке. Например, положите туда яблоко, грушу, банан, апельсин, лимон, персик. Затем обычным голосом попросите выполнить какое-либо действие с одним из фруктов в корзине. Шепотом произнесите имя того ребенка, который должен это сделать.
Вынуть из корзины яблоко (шепотом) должен Витя. Положит грушу на стол (шепотом) Маша. Принесет апельсин (шепотом) Женя. Отдаст банан Кате (шепотом) Сережа.
Задание-действие с фруктом из корзины нужно дать каждому участнику занятия.
Динамическое упражнение «В саду»
Представьте, что мы сейчас с вами находимся в саду.
Покажите, какие там большие деревья. (поднимают руки вверх)
Подул легкий ветерок, зашелестели листья «ш-ш-ш». (быстро-быстро шевелят пальчиками)
Подул холодный сильный ветер. (покачиваются и машут руками)
Ветер вдруг затих, не шевелятся больше ни листочки, ни веточки. (опускают руки, не шевелятся)
Повторите текст 2–3 раза.
Ребята, а сейчас мы попробуем с вами сорвать яблоки с дерева. Для этого вам нужно будет повторять за мной движения.
Дети поднимают руки вверх, замирают на 2–3 секунды, делают вдох; опускают руки, наклоняются вперед – выдох. Повторите упражнение 3–4 раза.
Упражнение «Ежик и барабан»
В наш фруктовый сад пришел ежик с барабаном, давайте расскажем про него стишок. Когда услышите «бум, бум, бум!», хлопайте ладошками по коленкам.
С барабаном ходит ежик – бум, бум, бум!
Целый день играет ежик – бум, бум, бум!
Ежик в сад забрел случайно – бум, бум, бум!
С барабаном за плечами – бум, бум, бум!
Очень яблоки любил он – бум, бум, бум!
Барабан в саду забыл он – бум, бум, бум!
Ночью яблоки срывались – бум, бум, бум!
И удары раздавались – бум, бум, бум!
Игра «Собери яблоки»
На ковре разбросайте желтые и зеленые яблоки. Предложите детям помочь ежику собрать яблочки. Покажите два ведерка желтого и зеленого цвета.
Ребята, поможем ежику собрать яблочки по ведеркам. Какие яблочки, в какое ведерко будем собирать и почему? По моей команде девочки собирают желтые яблочки, а мальчики зеленые. Сейчас мы узнаем кто быстрее!
Рефлексия
Дружно за руки возьмемся!
И друг другу улыбнемся!
Консультация № 3. Рекомендации воспитателям по взаимодействию с родителями ребенка раннего возраста, поступающего в детский сад
Оптимально осуществлять прием новых детей в группу с интервалом не менее 5 дней.
Когда мама придет в группу, необходимо выйти к ней навстречу, познакомиться, назвать свое имя, отчество. Пригласить маму осмотреть группу, показать шкафчики, куда дети вешают свою одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, что воспитатели следят за вещами детей. Затем пригласить маму в игровую комнату, обратить внимание на игрушки, пособия, книги. Рассказать, что мы будем с детьми играть, рисовать, лепить, петь и танцевать, читать им и рассказывать сказки. Показать маме спальню. Если у мамы будут пожелания, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполнить ее просьбу. Показать туалетную комнату, обратить внимание, что у каждого ребенка есть свое полотенце, индивидуальная расческа.
Познакомить маму с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в д/с. Рекомендуем маме ориентироваться на режим детского сада и соблюдать его в выходные дни.
Узнать у мамы о ее тревогах в связи с тем, что ребенок пойдет в д/с. Вместе с ней обсудить, как облегчить ему период привыкания к новой обстановке. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы будете подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера.
Выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка :
- как называют ребенка дома,
- чем ребенок больше всего любит заниматься,
- особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей,
- какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом и т. д.
- есть ли в семье другие дети, живут ли в семье бабушка, дедушка,
- состояние здоровья (уточнить у медсестры).
Договориться о точной дате прихода ребенка в детский сад.
Психологическая подготовка
В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие - около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на вечернюю прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дом