Ирина Шляпова
Разработка игр на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа
Разработка игр на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №7 «Колокольчик»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно – речевому направлению
Автор: учитель-логопед первой квалификационной категории
Шляпова Ирина Анатольевна
г. Юрьев – Польский
2018год.
Публикация «Разработка игр на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2018
Цель: овладение детьми старшего дошкольного возраста навыками звукового анализа.
Задачи:
- подготовка детей к овладению письменной речью;
- обучение умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги;
- развитие слухового восприятия, речевого слуха, фонематического
восприятия ;
- обучению навыку звукового анализа;
- закрепление знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный-
согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой, местоположении
в слове (начало, середина, конец);
- обучение составлению графических моделей, отражающих количество, последовательность и характеристику звуков в слове.
Адресовано: учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения речи.
Актуальность:
В современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Сознательное выделение звука из слова, а затем и установление места данного звука в слове являются необходимыми предпосылками дальнейшего обучения грамоте. По данным В. К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей до-школьного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. А. Н. Гвоздев отмечает, что хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится. И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов сразу, без помощи, не доступно дошкольнику. Важно, чтобы помощь была квалифицированной, комплексной и поэтапной.
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков соответствующими буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии).
Овладеть звуковым анализом слова поможет предлагаемый ди-дактический материал - занимательные и результативные игры.
Условия реализации: логопедический пункт при ДОУ, логопедическая группа, массовая группа, домашние условия
Способы взаимодействия специалистов:
Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, инструктора по физической культуре, психолога, родителей.
Способы взаимодействия:
- систематическое проведение занятий с детьми воспитателями;
- консультации логопеда и семинары - практикумы;
- внедрение элементов обучения в занятия узких специалистов;
- создание условий для самостоятельной деятельности детей вне
занятий.
Результативность:
Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения и письма. Развитие звукового анализа и синтеза слов постепенно формирует навык послогового чтения.
Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием в усвоении программы детского сада. Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звуко-слогового анализа.
Как указывает Спирова Л. Ф., в сложном комплексе психических процессов, на который опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребёнка производить анализ звукового состава слова.
Когда ребёнок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: непосредственное восприятие смысла слова уступает место анализу его звуко-слогового состава. Дети:
- осознают, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи,
- обучаются выделению звуков из речи, из состава слова, понимают, что звуки располагаются в слове в определённой последовательности,
- овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: «предложение»,«слово», «слог»,«звук», «буква».
Естественно, что у детей с нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к б годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.
Таким образом, процесс обучения звуко-слоговому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фо-нематического восприятия, слоговой структуры. Различная степень нару-шения речевой функции делает необходимым использование разнообразных приёмов и методов при обучении детей звуко-слоговому анализу. Материал для занятий по формированию звуко-слогового анализа подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался как можно чаще.
Игра «Сигнальщики»
Цель: отработка навыка звукового анализа.
Ход игры: у детей в руках сигнальные воздушные шарики синего, зеленого и красного цвета. Если в слове, названном логопедом, первый звук звучит твердо, дети показывают синий шарик, если мягкий -зеленый шарик, а если гласный звук, то красный шарик.
Игра «Поезд»
Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.
Ход игры: детям раздаются картинки с заданным звуком. Необходимо определить место звука в слове и отправить картинку в нужный вагончик. Для детей подготовительной группы игра может быть усложнена тем, что необходимо определить звук и в середине слова.
Игра «Звуковой зонтик»
Цель: отработка навыка звукового анализа.
Ход игры: у детей в руках капельки дождя синего, зеленого и красного цвета. Логопед называет слова, а дети определяют первые звук в слове. Если звук гласный, то капельку на зонтик кладут красного цвета, если согласный твердый, то капельку синего цвета, если согласный мягкий, то зеленую капельку помещают на зонт. Аналогично проводится игра, где нужно определить последний звук в слове.
Игра «Телеграфисты»
Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слова.
Ход игры: играют двое детей. Они -телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается первым игроком, который будет передавать телеграмму. Тот должен «передать содержание телеграммы» выставляя второму игроку из круглых фишек определенного цвета слово. Второй игрок принимающий телеграмму подбирает к ней слово. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается. Например кружочки и слово ЛЮК.
Игра «Театр веселого Язычка»
Цель: показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации.
Ход игры: Ребенок выбирает любой персонаж, надевает на руку варежку-язычок и выполняет артикуляционные упражнения, показывая те же действия на языке персонаж.
Игра Слоговые часы.
Цель: обучение навыку слияния согласного звука с гласным, навыку чтения слогов прямых и обратных…
Ход игры: на балкончик ставится буква, ребенок двигает стрелку «слоговых часов» и читает получившийся слог.