Татьяна Литарова
Размышление «Воспитание будущего читателя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Неизвестно еще, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь Слова! И если есть в человеке, в душе го такие поня-тия, как совесть, долг, справедливость, прав-да и красота, - если хоть в малой степени есть, - то не заслуга ли это в первую очередь литературы?».
Ю. Казаков
Публикация «Размышление „Воспитание будущего читателя“» размещена в разделах
Воспитание подрастающего человека путем приобщения его к книжной куль-туре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельно-го человека.
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения юного человека в книжную культуру будет своевременным и уместным, значительно сократится число молодых людей, не способных и не желающих при-общиться к духовному опыту человечества.
«Дети перестали читать…» Как часто мы слышим эту фразу! Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его содер-жания и души. В настоящее время встает проблема литературного образования де-тей, приобщения их к чтению.
К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению (чтению книг детям и детьми) не так, как этого хотелось бы. По данным российских СМИ лишь около 15% родителей участвуют в формировании книжной культуры детей; 60% не читают детям вообще. Но это не означает, что у родителей нет желания чи-тать и рассказывать детям. Чаще всего (80%) они не знают, как организовать до-машнее чтение.
Чтобы привить детям любовь к литературному чтению нами были поставлены следующие задачи:
1. Вызвать у ребят интерес к книге, к ее содержанию, оформлению.
2. Совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений: испытывать радость или сочувствие к героям книг, мысленно ощущая себя рядом с ними или отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях и спектаклях.
4. Помочь детям видеть основные различия между потешкой, стихотворением, сказкой, рассказом, басней и повестью.
5. Помочь детям увидеть за словами образ и передать его в рисунке.
Чтобы выполнить поставленные задачи в группе в первую очередь создали книжный уголок для самостоятельного знакомства детей с художественными произ-ведениями. В нем есть любимые детьми книги (сказки А. С. Пушкина, Г. -Х. Андер-сена, К. И. Чуковского, а также хрестоматии, детские энциклопедии, детские жур-налы. Дети имеют право брать их в любой момент.
Уединившись в тишине, дети самостоятельно рассматривают, изучают, читают книги, делают зарисовки понравившихся сюжетов. Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кру-гозор, умение ориентироваться в книжном материале.
Наша работа с детьми показала, что наиболее оптимальный вариант – объеди-нение произведений в блоки на основе жанровой принадлежности, а также ритмич-ное чередование рассказов, сказок, стихотворений, повестей, басен. Ежедневное чтение детьми произведений художественной литературы – одно из правил воспи-тания любви к книжке! Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном мате-риале.
Приобщая ребенка к книге, мы формируем у детей бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листы). В детской мастерской «Книжкин Айболит» дети оказывают «больным» книгам своевременную «скорую помощь», подбирая для этого необходимый материал.
В группе периодически организуем выставки литературы. Тематика выставок самая разнообразная: авторская книга; книги, оформленные известным детям ху-дожником, например Е. М. Рачевым; разные издания одной и той же известной детям сказки, иллюстрированной разными художниками; русские народные сказки; сбор-ники стихотворений о природе и др. В группе есть подборка книг стихов, рассказов разных писателей, поэтов, в творчестве которых нашла отражение тема времени го-да. Затем эти темы передали в рисунках, - оформили выставки «Осень золотая в гос-ти к нам пришла», «Люблю зимушку», «Оживает природа весной» и «Лето крас-ное».
Подбирая литературные произведения для чтения детям, мы влияем на вос-приятие мира, на формирование у детей желаемого отношения к окружающему, за-кладываем основы черт характера, как бы проектируем будущего человека путем воспитания чувств средствами искусства.
На занятиях детей учим понимать, что главным в произведении является не столько сюжет, сколько смысл, идея, авторский замысел. С целью формирования у детей осмысленного восприятия услышанного даем им определенные задания. На-пример, оценить иллюстрации к книге, описать главных персонажей, составить уст-ный отзыв на услышанное по вопросам:
- как называется книга?
- кто автор?
- понравилась или нет и почему?
- интересна ли книга?
- что вызвало интерес?
- что можно взять из данного произведения для себя?
- что было непонятным?
- какие вопросы ты бы хотел задать автору?
Основная мысль, которую мы стараемся донести до детей в ходе таких бесед: нужно читать с пользой, обдуманно подходить к выбору книг. Ведь чтение может принести и вред, если читать, например, только детские детективы и «ужастики» или если читать, не понимая, о чем это произведение.
Детям много прочитали басен Ивана Андреевича Крылова, слушали их в грам-записи. Учили детей определять идейный смысл басни, помогали раскрыть и понять «вечные проблемы» добра и зла, дружбы и коварства, истины и лжи. Некоторые бас-ни заучивали наизусть и затем драматизировали их. В группе организовали уголок «Мораль сей басни такова…», где поместили портреты писателей-баснописцев, подборку книг, рисунки детей по прочитанным басням. Никита А. с помощью вос-питателей сочинил свою басню «Жук и Рак» :
«Жук и Рак сошлись у речки
Разговаривать словечки.
Выясняли, кто сильней,
У кого усы длинней.
Молвил Рак: «Мои усы
Отрастаю до луны».
Жук в ответ: «Мои усы
Достают лишь до земли,
Но сильнее, чем твои».
Сколько существует прекрасных стихов и рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, к бабушке и дедушке, к братьям и сестрам: «Мамины руки» Емельяновой, «Бабка» Осеевой, «Мама» В. Воробьевой, «Мишкина каша» Н. Носо-ва и др. Честность, совестливость, уважение к людям и себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьей – все это ненавязчиво входит в сознание ребенка при чтении хороших книг.
Благодаря книге мы, воспитатели нашей группы, открыли для детей удиви-тельный мир слов. Дети пробуют свои силы в написании стихов, рассказов, сказок. Оформили альбом «Литературное творчество детей». Вот некоторые примеры из этого альбома.
Сказка «Цветик-Разноцветик» (сочинила Таня Е.)
На лесной полянке жил-был необычный цветочек. Листья, стебель, лепестки цветочка были синего цвета.
Рядом с ним росла ромашка и она постоянно хвасталась.
- Мои лепесточки белого цвета, а серединка – желтого.
- А я желтый, как солнышко, - хвастался и Одуванчик.
А синий цветочек молча прислушивался к их разговору. «Какой же я безобраз-ный», - грустно думал цветочек. Когда все засыпали, он плакал от обиды.
- Как я хочу быть разноцветным, - простонал цветочек, вытирая слезы лепест-ком.
И вмиг перед ним возникла волшебница из Царства цветов и исполнила его желание: окрасила синий цветочек в разные цвета.
Когда утром все цветы проснулись, то увидели прекрасный цветок. Таких цве-тов они нигде и никогда не видели. Цветик-Разноцветик – так назвали цветы не-обычный цветочек. Цветы гордились своим соседством с ним.
Сказка «Гусеница Ца-Ца» (сочинил Яша Г.).
Все знаю, что цыплята очень любят есть гусениц – на завтрак, на обед и на ужин. А мой цыпленок Желторотик наотрез отказался обижать гусениц. И вот по какому поводу. Однажды он увидел разноцветную гусеницу Ца-Цу. Она ползла по стеблю цветка и была похожа на разноцветную радугу. Желторотик любил наблю-дать за радугой после дождя. Поэтому он остановился и долго смотрел на гусеницу. Она была прекрасна, и от нее невозможно было оторвать глаз.
- Как тебя зовут? – спросил цыпленок Желторотик.
- Ца-ца, - ответила гусеница.
- Давай дружить! Я буду защищать тебя от своих братьев-цыплят. Я никому не позволю дотронуться до тебя. А сам я могу есть леденцы и даже огурцы.
Так гусеница Ца-Ца и цыпленок Желторотик подружились и дружат по сей день.
Сказка «Два автомобиля» (сочинил Юра Г.).
В одном городе, на одной улице, в одном гараже жили-были два автомобиля. Один был большой, с мягкими кожаными сиденьями, блестящий, красивый, а дру-гой – маленький, со старыми продавленными сиденьями и ободранными боками, разбитыми стеклами.
Пришли дети в гараж и говорят: «Какой красивый автомобиль! Нам бы очень хотелось покататься на нем». А автомобиль ответил: «Нет, нет, а вдруг вы испортите сиденья, поцарапаете крылья, разобьете стекла». Ребята ушли домой и стали плакать и горевать.
Узнал про это маленький автомобиль, приехал к ребятам и сказал: «Садитесь, ребята, я вас покатаю, я не боюсь, что вы меня испортите». И ребята все сели, а ма-ленький автомобильчик помчался по улице, а потом в поле. И хотя было тесно, но всем хорошо и весело. А большой автомобиль стоял один в гараже и скучал, и было ему грустно.
Стихотворение (коллективная работа).
Вместе в центре мы живем,
Много здесь мы узнаем.
Любим книжки мы читать
И по ним мы рисовать.
Любим сказки сочинять,
А потом их и играть.
Приходите в гости к нам –
Сможем вам их показать.
В результате нашей работы у детей появился интерес к книге. Они вниматель-но и заинтересованно слушают; у них появилась чуткость к художественному слову. Во время драматизации сказок ребята чувствуют и понимают внутреннее состояние героя, передают его в разговоре, движениями и в рисунках.
Анализируя произведения, ребята стали отвечать на вопросы более полными предложениями. Речь детей стала эмоциональнее. Они знают много стихов и дарят их друг другу на день рождения в качестве подарка. Пересказывают сказки, расска-зы.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершен-ствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающе-го мира природы, вещей, человеческих отношений.