Евгения Минабутдинова
Проект «Воспитываем будущего читателя, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации: 4 недели.
Тип проекта:
• По доминирующей деятельности: игровой, познавательный, творческий.
• По количеству участников: коллективный.
• Характер контактов: среди детей одной группы.
• По продолжительности: среднесрочный.
Участники: дети старшей логопедической группы, воспитатели: Икрянникова Е. И., Минабутдинова Е. С., учитель-логопед Галимова Э. Ф., работники библиотеки Парковая 25, родители детей.
Актуальность: «Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
Публикация «Проект „Воспитываем будущего читателя, играя“» размещена в разделах
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский
То и дело слышно - "нынешнее поколение совсем перестало читать, то ли дело мы в свое время. " А причина лежит буквально на поверхности.
Взрослый может заставить себя читать нудную книгу без единой картинки, "потому что надо", а вот ребенка не проведешь! Для него книга - это новый удивительный мир, это нечто увлекательное и интересное, и поэтому, если книжка некрасива или непритягательна, он ее читать не будет, будь она хоть трижды классической и полезной.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократиться число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.
Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
Проблема: В сентябре 2015 годы мы набрали старшую логопедическую группу. В процессе наблюдения за поведением и уровнем развития детей, мы обратили внимание на то, что дети игнорируют присутствие книжного уголка в группе. В беседе с детьми выяснилось, что только в трех семьях родители читают детям книги, а в двух семьях вообще нет детских книг. Дети не знают таких сказок как «Теремок», «Колобок». Нами было принято решение повысить читательскую культуру детей и их родителей. Исходя из того, что дети в нашей группе с общим недоразвитием речи и им сложно заниматься речевой деятельностью, мы решили в нашей работе опираться на основной вид деятельности в дошкольном возрасте игру.
Цель: формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста в процессе игры.
Задачи:
• Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
• Прививать интерес к положительным героям произведений
• Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
• Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
• Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
• Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать художественные произведения.
• Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.
• Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье.
• Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества.
• Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат:
• Появление у детей устойчивого интереса к книге.
• Развитое умение у детей слушать произведение до конца.
• Создание в каждой семье детской мини библиотеки.
• Начало формирования навыков актерского мастерства.
• Бережное отношение детей к книге.
Подготовительный этап.
• Беседы с детьми и родителями для выяснения уровня сформированности читательской культуры.
• Изучение методической литературы.
• Посещение библиотеки с целью приглашения сотрудника библиотеки для беседы в детский сад.
• Составления планов работы.
Основной этап.
План работы с родителями.
1. Размещение информации (фотоматериалы, отчеты) на Сайте детского сада в сети Интернет
2. Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»
3. Статья в газете Метро «Читай малыш с интересом»
4. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Театр» (башкирская народная сказка «Лиса-плотник»)
5. Придумывание с ребенком сказки «Путешествие звука А» и оформление ее в книжку малышку.
6. Консультация «Книга в жизни ребенка» Консультация «Воспитание у детей любви к книге» Создание стенгазеты «Книга лучший друг»
7. Фото отчет родителей о создании детских мини библиотек дома.
План работы с детьми.
1. Проведение разработанных нами игровых комплексов, на основе произведений фольклора народов проживающих на территории Башкортостана.
2. Чтение сказок народов мира.
3. Подвижная игра на прогулке: «Петух и краски»
4. Дидактические игры: «Составь сказку»,«Сказка стройся»
5. Познавательное развитие «Книга из леса пришла» (с элементом сюжетно-ролевой игры «Книжный магазин»). Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении, расширять и уточнять представления о людях разных профессий.
6. Конструктивно-модельная деятельность «Переплет-лицо книги».
Цель: Формировать представления детей о составных частях книги, навыки конструирования из бумаги.
7. Восприятие художественной литературы башкирская народная сказка «Лиса плотник» Цель: Формировать умение сравнивать сказки разных пародов.
8. Художественно-эстетическое развитие «Закладка»
Цель: дать представление о назначении закладки.
9. Встреча с интересными людьми «Кто такой библиотекарь».
Цель: Формировать представление детей о профессии библиотекарь.
Формировать первоначальные навыки пользования библиотечным фондом.
10. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Цель: Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
11. Художественно-эстетическое развитие «мы играем в сказку» по произведению В. Сутеева «Петух и краски»
Цель: Упражнять детей в умении работать гуашью и кистью.
Развивать артистические навыки.
12. Сюжетно-ролевая игра «Театр» (инсценировка башкирской народной сказки «Лиса-плотник») Цель: Развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой башкирской сказке «Лиса -плотник».
Итоговое мероприятие: Литературная викторина с детьми и родителями. Цель: способствовать налаживанию отношений между детьми и их родителями и педагогами; вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Заключительный этап:
• Наблюдение за детьми в повседневной жизни.
• Беседы по содержанию литературных произведений.
• Обобщение материалов наблюдения и бесед и определение результатов проекта.
Результаты проекта:
• У детей появился интерес к рассматриванию книг.
• Появилась потребность в повторении реплик героев художественных произведений.
• Почти все родители создали мини библиотеку дома.
• Дети стали сами просить почитать перед дневным сном.
• Родители начали дарить на день рождения детям книги.
• Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
Перспектива проекта: разработать долгосрочный проект по обучению чтению для подготовительной группы «Пришли мне чтения доброго».
Список литературы:
Веселые минутки: Стихотворения для физкультурных минуток/Авторы-составители: М. И. Багаутдинова, Г. Н. Ягафарова – Уфа: Китап, 2003.
Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.
Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007
Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010. - №6.
Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М. : Просвещение, 1996 г.
Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г
Чудо – сказки для малышей. – Смоленск: Русич,2009.