Марина Белошапнина
Различные виды планирования в разновозрастной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью. Такое планирование разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно). Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим.
Комплексно – тематическое планирование (КТП) МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» филиала Среднеберёзовский детский сад «Звездочка» разработано в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Различные виды планирования в разновозрастной группе ДОУ» размещена в разделах
Представлено в виде сводной таблицы, имеющей следующие структурные компоненты: период, тема, задачи реализуемые в ходе темы, итоговое мероприятие. При выборе тем учитывалась их социальная значимость (для общества, семьи и государства, личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас», а также пожелания родителей, как участников образовательных отношений.
Организационной основой КТП является примерный календарь праздников, тематика которого ориентирована на все линии развития ребенка и охватывает различные стороны человеческого бытия:
- явления нравственной жизни
- окружающая природа
- мир искусства и литературы
- традиционные для семьи, общества и государства праздники
- события, формирующие чувство гражданской принадлежности, позволяющее сформировать полную яркую картину мира.
Каждый период длится 1-2 недели.
Циклограмма планирования воспитательно – образовательной работы воспитателя с детьми разновозрастной группы 3 -7 лет в соответствии с ФГОС ДО Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной перспективным планом, воспитатель использует в работе календарные планы.
Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половины дня.
В первой половине дня воспитатель планирует :
• Беседы;
• Дежурства в уголке природы;
• Утреннюю гимнастику;
• Упражнения на развитие мышц и моторики артикуляционного аппарата;
• Пальчиковые игры;
• Повторение песенок, потешек, стихотворений, пословиц, поговорок и т. д. ;
• Привитие культурно-гигиенических навыков;
• Рассматривание предметов и иллюстраций;
• Наблюдение в природе и явлений общественной жизни;
• Индивидуальную работу;
Во второй половине дня воспитатель проводит с детьми:
• Занятия по изучению произведений живописи: картин, иллюстраций, альбомов;
• Беседы; •
Экспериментирование;
• Индивидуальную работу;
• Работу с родителями (беседы, консультации);
• Чтение произведений художественной литературы с продолжением;
Развлечения, досуги;
Перечисленные в циклограммах формы работы могут «наполняться» любым интересным содержанием, необходимыми и интересными темами. В зависимости от обстоятельств могут вноситься изменения. Последовательность игр, упражнений может меняться в течение дня.
Деление детей:
Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.
Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника.
Как проводить деление, зависит от состава и количества детей. Планируя занятия, педагог учитывает деление хотя бы на две подгруппы :
• Младшие — от двух лет до четырёх.
• Старшие — от пяти до семи.
Если ли же в разновозрастной группе представлены все возрасты дошкольников и детей много, лучше разделить её на три части, в каждую из которых определяют детей смежного возраста:
• Младшая — два-три года.
• Средняя — четыре-пять.
• Старшая — шесть-семь.
Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия педагог продумывает план его проведения и работу с подгруппами : если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребё нка: кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся учёба — к младшим.
Режим дня в разновозрастной группе детского сада
Правильный режим дня для малышей способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. В условиях смешанной группы невозможно абсолютно точно выполнить санитарные нормы временного режима для каждого возраста. При включении в группу нескольких возрастов график распорядка дня ориентируется на средний возраст. Для смешанной группы с детьми от трёх до семи лет это — пятилетние дети. Всегда выполняется правило: работу с младшими и медлительными детьми начинают первыми, их первыми одевают на прогулку, первыми готовят ко сну, первыми начинают кормить (при необходимости еда подготавливается заранее — делится на кусочки котлета или рыба). Исключение составляет только пробуждение послеобеденного сна — первых поднимают старших детей. Такая последовательность действий сведёт затраты времени на ожидание своей очереди к минимуму.