МААМ-картинки

Различия детей по типам восприятия, переработки и хранения информации

Ирина Зиберт
Различия детей по типам восприятия, переработки и хранения информации
▼ Скачать + Заказать документы

Различия детей по типам восприятия,

переработки и хранения информации

Зрительно ориентированный ребенок (визуал)

Он, как правило, тихий, задумчивый, “себе на уме”, мало разговорчив, друзей почти нет. Контакты с детьми завязывает с трудом, особенно это заметно с 5 до 7 лет. Общаться предпочитает со взрослыми.

Послушен, легко и с удовольствием учится. Быстро и без заметного труда осваивает алфавит, может знать все буквы уже в три года. Любит собирать конструктор, часами может просиживать у телевизора.

Публикация «Различия детей по типам восприятия, переработки и хранения информации» размещена в разделах

К школьному возрасту неутолимой страстью может стать компьютер. Очень любит рассматривать картинки, марки, фотографии, красивые игрушки. К животным равнодушен, хотя не прочь полюбоваться кра-сивыми котятами, понаблюдать, как резвятся щенки. Гулять не любит, часто предпочитает телевизор и компьютер прогулке и общению с друзьями. В одежде разборчив, красота на первом месте, удобство и одобрение окружающих -— на втором.

Цирк, театр и все зрелища производят на него сильное впечатление, но рассказывает о своих впечатлениях мало.

При переживании стресса замыкается в себе, ведет себя отчужденно, не стремится ни с кем поделиться своими затруднениями, переживает все внут-ри себя. Если конфликт с родителями очень сильный — может убежать из дома.

Основные трудности у визуалов связаны с общением, построением взаимоотношений, вхождением в новый коллектив. У них как бы отсутствует внутренняя мотивация для общения с ровесниками. На окружающих могут производить впечатление холодных и отчужденных, поскольку не любят ласкаться, не любят, когда их тормошат и “тискают”. Визуалы в школе учатся успешнее всех других типов, у них нет проблем с дисциплиной.

Слухово ориентированный ребенок (аудиал)

К двум годам он уже вовсю говорит, причем может говорить сразу хорошо, не коверкая слова. К четырем годам болтает без умолку, если нет собеседника, разговаривает сам с собой. Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, с удовольствием разговаривает со старушками в автобусе и со всеми детьми во дворе.

Благодаря хорошо развитой речи и “подвешенному языку” до школы производит впечатление очень сообразительного и развитого ребенка: легко отгадывает загадки, трудные даже для взрослых, поскольку легко воспринимает информацию на слух. Очень любит слушать, когда ему читают, часто предпочитает чтение мультфильмам. Уже в 4 года может часами слушать книги, рассказы родителей, сказки и песни на пластинках. Однако при освоении алфавита начинаются первые трудности: долго не может запомнить буквы и цифры. Может запомнить то, как они произносятся подряд друг за другом: А, Б, В, Г, Д и т. д. Но отдельно буквы не запоминает.

По сравнению со зрительно ориентированным ребенком непослушен, часто возражает на замечания взрослых, в ответ на какое-нибудь требование от него можно услышать сто слов контраргументов. Равно-душен к одежде: для него легко можно обосновать необходимость того или иного выбора одежды — шапка “как у танкиста”, сапоги “как у космонавта”, прическа “как у Барби” и т. п.

Он не любит красочных зрелищ и развлечений, посещение цирка или зоопарка не производит на него впечатления и не запоминается. Любит слушать песни, легко запоминает мелодии и воспроизводит их, узнает певцов по голосам.

При переживании стрессовых ситуаций постоянно срывается на крик, обижается на любое изменение интонации голоса. Может изводить родителей, повторяя невообразимые ругательства, или бесконечно твердить одну и ту же фразу типа : “О-па, о-па, Америка, Европа, Индия, Китай — кого хочешь — выбирай”, —и т. п.

Основные трудности в школе — неспособность сосредоточиться, непрерывная болтовня, из-за отсутствия зрительных образов неумение решать задачи склонность ко всевозможным угадываниям.

Кинестетически ориентированный ребенок (кинестетик)

Кинестетики отличаются необычайной подвижностью. Пятнадцатиминутное спокойное сидение за столом можно рассматривать как подвиг, проявление доброй воли. После такого подвига у кинестетика, как правило, наступает утомление, ребенок может начать капризничать. Большинство капризов кинестетика происходят из-за того, что его заставляют сделать то, чего он страшно не любит и чему он будет оказывать сильное сопротивление.

Жизнь кинестетика наполнена глаголами, так как главное в жизни — это заниматься делом, а не болтать и не смотреть, пассивно лежа на диване. Кинестетикам все надо делать самим, трогать руками, придумывать забавы и шутки. Если такой ребенок находится без дела, его настроение может испортиться. Кинестетики — дети очень самостоятельные и талантливые. Если зрительному или слуховому ребенку еще необходимо организовать занятие любимым делом: все дать, разложить, подготовить и находиться рядом, чтобы смотреть или слушать, — то про кинестетика можно вообще забыть (если, конечно, у него нет идей по поводу вас) : лепка, рисование, конструктор, кино, походы в лес, опыты, эксперименты, и главное — им не мешать.

Родителям и учителям они доставляют огромное беспокойство: им все надо потрогать, у них на руках “липучки” — они не могут спокойно сидеть и слушать, как это делал бы аудиал, они не могут спокойно рассматривать, как это любят визуалы, им надо вскакивать, тормошить, бегать и прыгать. Если вы берете кинестетика в цирк или в театр, то будьте готовы к тому, что ребенок будет повторять каждое понравившееся ему движение, изображать, передразнивать и непременно захочет поучаствовать в представлении сам.

Кинестетики, в отличие от визуалов и аудиалов, хорошо воспринимают запахи, у них отлично развит вкус. Они очень любят животных, особенно их мягкую и пушистую шерстку, которую они гладят, к которой они прижимаются щекой, носом, грудью. Кошек они могут уложить себе на плечи, как воротник, они часто проявляют исследовательский интерес к поведению животных, так как они наблюдательны в отношении пластики.

Мы надеемся, что эти особенности детей различных типов помогут вам самим провести диагностику: к какому типу восприятия относится тот или иной ученик вашего класса.

Кроме исследования типичных реакций и поведенческих особенностей детей в дошкольный период, учитель может получить много ценной информации о детях непосредственно в школе, на уроках, на перемене. Мы бы хотели предложить несложные для наблюдения диагностические тесты, позволяющие также определить тип

Если вы пишете домашнее задание на доске, визуал, естественно, послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом, так как он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее именно записанной на доске.

Аудиал, если захочет записать домашнее задание в школе, скорее всего переспросит у соседа по парте, что написано на доске и, если сосед ему скажет, он со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Иногда аудиал не получает нужную информацию естественным для него способом, тогда он “садится” на телефон и узнает о том, что задано, у одноклассников. Или просит родителей, особенно маму, позвонить и узнать, что задано на завтра.

Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера домашних упражнений.

Мы привели некоторые предпочтительные для разных типов способы выполнения этого простого задания. Они смогут помочь вам сконцентрировать свое внимание на данном тесте и, кроме того, обнаружить новые способы его выполнения, к которым прибегают ваши ученики.

2. Перемена

Данный тест легко позволит вам определить ведущую модальность каждого ученика. Для этого вам достаточно будет понаблюдать за детьми в течение недели и записать основные способы поведения на перемене. Зрительно ориентированные дети чаще всего предпочитают оставаться в классе, если большинство учеников из него выходит: спокойствие и тишина для них — идеальная атмосфера для того, чтобы отдохнуть, пребывая в своих визуальных образах, которые для них дороги. Если же классная комната на перемене превращается в “слуховые баталии” аудиалов или в “салки-гонялки” кинестетиков, то визуал скорее всего предпочтет покинуть класс и постоять у стеночки, наблюдая за детьми или играя в электронные игрушки.

Слухово ориентированные ученики используют перемену, чтобы всласть наговориться, особенно, если предыдущий урок был “молчаливым”, а значит, ужасно трудным и неинтересным. Аудиал легко находит собеседника: им может стать кинестетик, с которым аудиал с удовольствием обсудит вчерашнюю прогулку или случай на уроке; им может стать и аудиал — “девчонки-болтушки-подружки”; аудиал может на перемене пристать и к визуалу, интересуясь: “А что это такое?”, аудиал даже выслушает ответ визуала, но скорее всего он его не удовлетворит и вопросы будут продолжаться, что может вывести из себя зрительно ориентированного ученика.

Для кинестетика перемена — это исключительная и единственная возможность размяться, подвигаться. Многие кинестетики на перемене осваивают школьное пространство: их можно увидеть на разных этажах, в самых отдаленных местах от классного кабинета, они достаточно смелы и инициативны для этого. Необходимо отметить, что огромные школьные коридоры обеспечивают раздолье для кинестетически ориентированных детей. Именно кинестетики налаживают неформальные взаимоотношения в классе, предлагая на перемене подвижные игры, вовлекая в свои игры и придумки других детей из своего и чужого классов. Вообще говоря, каждый тип делает свой уникальный вклад в жизнь класса: они учатся друг у друга, они способствуют развитию.

3. Кто как говорит?

Мы хотим познакомить вас с существующими индикаторами определения модальности ваших учеников. Дело в том, что сама речь — ее темп, употребление определенных слов, интонаций голоса — так или иначе даст вам возможность понять ведущую модальность того или иного ученика.

Во-первых, это сами слова и описания предметов. Попросите учеников рассказать за одну минуту о своем портфеле или рюкзаке. Дайте им минуту на подготовку, а потом пусть каждый выйдет к доске и расскажет, причем дети могут выходить к доске со своим портфелем, чтобы иллюстрировать свой рассказ. Лучше их короткие рассказы записать на диктофон, чтобы иметь возможность еще раз внимательно прослушать их и выписать слова, наиболее характерные для той или иной модальности. Так, например, визуалы могут сказать: “Посмотрите! Это мой портфель. Как видите, он синего цвета, с ярко-желтыми карманами и полоской посередине. Вот здесь, если внимательно присмотреться, есть потайной карман”. То есть все описания визуалов будут “вращаться” вокруг таких слов, как “ПРЕДСТАВЬТЕ”, “ВИДИМО”, “ПОСМОТРИТЕ”, “ПРИСМОТРИТЕСЬ” и т. д. Также важно будет упоминание о цвете: для визуалов различение цветов очень естественная процедура. Если вы попросите вспомнить визуала о том, какого цвета у него был портфель в первом классе, то он, в первую очередь, скажет: “Он был черно-зеленый”. Визуалы очень хорошо запоминают цвета и легко основываются на их внутреннем зрительном об-разе, как бы с картинки. Интонации голоса чаще всего повышенные.

Для аудиала речь сама по себе — очень важная составная его жизни: он воспринимает любые изменения интонаций голоса, он вслушивается в произносимые им самим звуки, потому что это доставляет ему радость и удовольствие. Его рассказ о портфеле будет подчинен только ему понятной логике повествования, очередности употребления слов и выражений, лаконичных и достаточно витиеватых. Аудиалу будет трудно сконцентрироваться на простом описании портфеля: он должен будет придумать историю, связанную с этим портфелем, и, рассказывая ее, он постоянно будет вас просить ПОНЯТЬ, ПОСЛУШАТЬ, что было дальше. Скорее всего, он выйдет к доске без портфеля: зачем ему сам предмет, если он лишь повод к рассказу. Скорее всего, все ученики, и вы в том числе, с трудом обнаружите сходство портфеля из его рассказа с реальным порт-фелем, но вы услышите занятную историю, если задание он найдет для себя интересным. Речь аудиала почти всегда вдохновенна и изобилует либо голосовыми “акцентами” (простой рассказ о портфеле он может превратить в декламацию, либо, напротив, совершенно монотонна и ровна по темпу.

Кинестетик чаще всего говорит очень медленно, с трудом подбирая нужные слова, голос может быть низким, приглушенным или очень тихим, едва различимым на слух. Особенно на уроке, который ему не нравится. Но только не на перемене, когда его возбужденный голос перекрывает все другие голоса. Его голос может быть очень уверенным также в процессе делания. Речь для кинестетика не представляет ценности, она вторична, и ребенок достигает огромных успехов в своей жизни, когда ему удается научиться переводить свои чувства и ощущения в слова: он может стать великим поэтом или писателем.

В отличие от визуала, который может выйти к доске с рюкзаком, чтобы его было всем видно, кинестетик выйдет с рюкзаком для того, чтобы конкретно на нем все показать. Его рассказ будет немногословен: “Он. удобный, мягкие лямки (кинестетик руками покажет лямки и продемонстрирует их мягкость, а. вот. еще. есть удобные. карманы. они на “молнии” (кинестетик покажет, как застегивается и расстегивается “молния”)”.

Медленная речь, любимый ответ: “Я не знаю” и пожимание плечами, глаза в пол -- все это вызывает впечатление тупости и нерадивости кинестетика у учителей и домашних. Необходимо помнить, что такие реакции не связаны с нежеланием отвечать на поставленный вопрос или незнанием материала (а обычно учителя так и думают) — кинестетически ориентированный ребенок часто употребляет “Я не знаю” потому, что ему очень сложно переводить свои ощущения в слова, и в первые секунды он действительно не знает ответа на вопрос, так как ему сначала надо прочувствовать сам вопрос, затем найти доступ к ответу и только через определенное время он сможет найти ответ и перевести его в слова. Как пра-вило, учителя не склонны давать шанс кинестетику ответить на вопрос и получить хорошую оценку: они не привыкли ждать и, если ребенок не отвечает сразу, делают вывод, что он не знает, — таково убеждение многих учителей начальной школы. Именно начальной: “Что же тут думать, это очень просто, как 2х2=4, это же не физика! Это первый класс!”. Они забывают о том, что в начальной школе ребенок учится осваивать новые для него знания, он учится их запоминать, каким-то образом систематизировать; он учится соответствовать требованиям учителя, так как зависит от его отношения. С помощью данных диагностических тестов мы предлагаем учителю по-новому сформулировать свои требования к каждому ученику, осваивающему программу начальной школы: от визуала можно требовать быстрого решения задач, от аудиала — немедленного повторения услышанного им материала, а от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого. Кинестетики нуждаются в другом отношении, им нужно больше времени и терпения со стороны учителя и домашних!

Публикации по теме:

Дошкольник и доступные средства получения информации Информация играет важную роль в жизни человека. Используя разные источники, мы находим интересные факты, планируем свой отдых, маршрут до.

Буклеты для родителей как один из видов передачи информацииБуклеты для родителей как один из видов передачи информации Хочу вам представить свои буклеты, как один из способов передачи информации для родителей, детей, педагогов. Буклет - вид печатной продукции,.

Конспект открытого занятия по теме сенсорного восприятия: «Развитие сенсорного восприятия»Конспект открытого занятия по теме сенсорного восприятия: «Развитие сенсорного восприятия» i]ГКУЗ МО “ Фрязинский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики”[/i].

Контейнеры для хранения материалов для творческих работКонтейнеры для хранения материалов для творческих работ К нам на Кубань пришла разноцветная осень. Вся природа раскрасилась в жёлтые, оранжевые, алые, бордовые цвета и переливается ими в ярком.

Педагогическая мастерская «Ощущение и восприятие — первоисточник информации, или несколько слов о сенсорном развитии малыша»Педагогическая мастерская «Ощущение и восприятие — первоисточник информации, или несколько слов о сенсорном развитии малыша» Педагогическая мастерская. Тема: «Ощущение и восприятие – первоисточник информации, или несколько слов о сенсорном развитии малыша» с мастер-классом.

Беседа «Передача информации письмом с древних времен» Презентация на тему: «Передача информации письмом с древних времен» Выполнила воспитатель МКДОУ Большенагаткинского детского сада общеразвивающего.

Шкатулка-цветок для хранения маленьких детских секретовШкатулка-цветок для хранения маленьких детских секретов Дети всегда любят собирать мелкие предметы:камешки,стёклышки,пуговицы,бусинки и другие мелкие безделушки,которые зачастую теряются. Шкатулка.

Средства массовой информации как технологии создания гендера на материале современных мультфильмов По причине развития информационных технологий родители рано приобщают детей к мультфильмам. Дети смотрят мультфильмы он-лайн, по телевизору.

Влияние средств массовой информации (СМИ) на игры дошкольников. В наши дни телевидение прочно вошло в жизнь ребенка. Многие родители не мыслят воспитания ребенка без телевизора. У современных родителей.

Значение наглядной информации в детском саду. Значение наглядной информации в детском саду. В детском саду особое место для пропаганды педагогических знаний уделяется организации и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Различия детей по типам восприятия, переработки и хранения информации
Опубликовано: 30 октября 2016 в 17:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Различия детей по типам восприятия, переработки и хранения информации» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зиберт в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД