Иринка Гусакова
Влияние средств массовой информации (СМИ) на игры дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни телевидение прочно вошло в жизнь ребенка. Многие родители не мыслят воспитания ребенка без телевизора. У современных родителей не хватает времени на речевое общение со своими детьми. Согласно исследованиям, мать, в среднем, разговаривает с ребенком 30 минут в сутки, а вот "немой эфир" (когда родители с детьми смотрят телевизор) занимает около 3,5 часов в день. Такое времяпровождение вполне устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое,приобщается к современной цивилизации. Практически все считают, что к воспитанию детей нужно как можно раньше подключать информационные технологии.
Публикация «Влияние средств массовой информации (СМИ) на игры дошкольников,» размещена в разделах
ежедневный просмотр телевизионных передач рождает у детей привычкупроводить каждый день у экрана, какой бы ни была передача. А ведь каждый свободный вечер- это время для развития способностей ребенка, для игр, в которых ребенок активно и деятельно усваивает информацию. Формирование личности, как известно, непременно предполагает ее активность, многие же телепередачи в отличие от игры не требуют от маленького зрителя личного участия и часто превращают его в пассивного созерцателя.
Многие ученые: А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, Л. К. Семенова получили большое количество данных, показывающих, что дошкольные годы-время интенсивного физического и духовного развития способностей человека.
Многочисленные наблюдения психологов и педагогов свидетельствуют о возрастных и познавательных возможностях современного шестилетнего ребенка, о его активном стремлении к приобретению знаний. Но организм ребенка характеризуется и резким реагированием на неблагоприятное влияние от телеэкрана.
У детей. которые много времени проводят около экрана, снижается фантазия и творческая активность. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Телевидение не подготавливает детей к будущей самостоятельной жизни.
Что происходит, когда ребенок смотрит телевизор?Мышечная система человека рабоиает как единое целое. Если внимательно смотреть в одну точку, нетрудно заметить, что все мышцы тела напрягаются в неподвижности. Поэтому ребенок, который неподвижно сидит перед экраном не только не двигается физически, не только не отрабатывает координацию движений, не обучается, подражая окружающим, но и лишен возможности осознанно действовать. Он испытывает неестественное напряжение неподвижности. Которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. по наблюдениям специалистов, дети после просмотра телевизора некоторое время не могут ничем определенным заняться, склонны к агрессии или ведут себя вызывающе. это связано даже не со смыслом фильма, а именно с напряжением неподвижности возле экрана.
Поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать. Ребенок охватывает то одно, то другое, часто не успевая связать изображение с текстовым сопровождением. Мозг работает отрывочно, ассоциативно. Ребенок не может проверить соотношение этих мыслей с реальностью. Это влияет на тонкие нервные процессы в его мозгу. Ребенок формируется как инструмент пассивной мыслительной деятельности и не способен на активное творческое мышление.
Исследования свидетельствуют: детей, которые постоянно смотрят телевизор, отличает следующее:
- они мыслят быстрыми и готовыми ассоциациями
- ставят поверхностные вопросы, при этом ответ их не особенно интересует
- в общении с людбми не ощущают дистанции, и при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения
- не способны отвечать спокойным взглядом, вместо этого "таращат" глаза или отвечают гримасами
- проявление чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности.
Врачи-исследователи считают, что в идеале телевизор должен играть определенную роль в жизни ребенка только после окончания формирования волевого и эмоционального развития, т. е. не ранее 13-15 лет. Полноценное развитие ребенка возможно только в непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не могут заменить живого человека. Если ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми вся культура остается закрытой, а внутренний мир ребенка пустым.
Но это не значит, что нужно исключить телевидение из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Но подключить детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к ее использованию, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не их воспитанием.