Светлана Митяева
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение 1. «В лесу»
а)Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить и показать, кто его позвал.
Затем игра усложняется: дети, каждый по очереди, кричат водящему: «Ау!», а тот отга-дывает, кто кричал?
Последний вариант состоит в том, что дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий «в лесу»: он произносит: «Ау!» то тихо то громко.
б) Мы составили кружок,
И сказали «Скок, скок, скок»
Угадай, чей голосок?
Упражнение 2. «Далеко-близко»
Публикация «Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз» размещена в разделах
а)Взрослый показывает детям игрушку - котёнка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает близко (громко, и как - далеко (тихо). Затем произносит: «Мяу!», меняя силу голоса, а дети должны отгадать, близко или далеко мяукает котёнок. Затем педагог предлагает детям мяукать вместо котёнка по команде: «близко», «далеко».
б) Самолетик Л – далеко звук тихий; Л – близко – громко.
Машина – ту-у-у.
Подлетать к героям, предметам, к мамам.
Аналогично можно поработать с звукоподражаниями других животных: кошки, коровы, лягушки, вороны, курицы и т. д.
Упражнение 3. «Котенок»
Логопед объясняет детям, что котёнок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая. Каждый ребёнок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает, кто это был (из ребят, ориентируясь на тембр его голося.
Упражнение 4. «Дудочка»
Логопед предлагает детям, опираясь на высоту голоса, определить, какая дудочка играет: большая (ду - ду - ду - низким голосом) или маленькая (ду - ду - ду - высоким голосом); кто плачет: мальчик (а - а - а-низким голосом) или девочка (а - а - а - вы-соким голосом).Для разнообразия можно использовать слова из песни про дудочку:
Ду - ду - ду - ду дудочку Заиграла дудочка
Ду - лу - ду - ду - ду В зелёном саду.
Упражнение 5 «Три медведя»
Логопед выставляет перед детьми картинки или игрушки трёх медведей - большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сказку о трёх медведях (сокращенный вариант, произносит соответствующие реплики:
- Кто сидел на моём стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
Очень низким голосом, средним по высоте, и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: Михайло Иванович, Настасья Петровна или маленький Мишутка?
Упражнение 6 «Мама и детеныш»
Детям раздаются картинки домашних животных и их детёнышей - коровы и телёнка, козы и козлёнка, свиньи поросёнка, и т. д. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны опираясь на звукокомплекс, поднять соответствующую картинку. В роли водящего постепенно можно подключать кого-либо из детей.
Упражнение 7
а) Логопед показывает, а затем просит воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
- А - плачет, кричит девочка; поёт певица; мама качает малыша; кто-то вскрикнул от боли.
- О - удивление, стон, восхищение, удовольствие и т. д.
- У - гудок паровоза; плач мальчика; игра на дудочке и т. д.
-
б) Мы по-разному изображаем героев. Какой герой как говорит. Потом мы это прорабатываем. А уж потом загадываем друг другу загадки.
Лисичка – хитренькая (а-а-а-, медведь – грубо, мышка – тоненько.
-Я спою двоих героев, а ты угадаешь.
-А теперь я закрою глаза, а ты мне загадаешь двоих героев.
Упражнение 8 «Матрешки»
Цель – позвучать от тихого голоса до громкого.
Матрешка решила спеть песенку. Она поет так. Самая маленькая матрешка поет тихо-тихо-тихо. Чуть побольше–громче, еще больше–еще громче, а самая большая громче всех. (Варианты – матрешки пришли в школу, и ты их будешь учить; матрешки учат зайчат). Цель – позвучать от тихого голоса до громкого. Можно тихо – громко, а можно и, наоборот, от громкого к тихому.
Можно петь А-а-а; та-та-та; ля-ля-ля.
Упражнение 9 «Рамки-вкладыши»
Зайцы: о-о-о-О о-о-о-О поем о. о-тихо; О – громко
Лягушата – И-и-и.
Бабочки – А-а-а.
Подходит все, что имеет одну фору, но разный размер.