Получи документы

Разговор с детьми дошкольного возраста, как метод формирования диалогической речи

Ирина Гребенькова
Разговор с детьми дошкольного возраста, как метод формирования диалогической речи
▼ Скачать + Заказать документы

Разговор с детьми дошкольного возраста как метод формирования диалогической речи

РАЗГОВОР воспитателя с детьми – (неподготовленный диалог) - основной метод формирования диалогической речи детей дошкольного возраста в повседневном общении.

Разговор воспитателя с детьми оказывает на них развивающее влияние, если:

1. в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие,

Публикация «Разговор с детьми дошкольного возраста, как метод формирования диалогической речи» размещена в разделах

2. господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком,

3. ребёнок чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность,

4. воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время.

Речь воспитателя может быть оформлена по-разному : и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений.

Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка : исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

Тематика и содержание разговоров :

- Младший возраст : круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают; с игрушками, транспортом, улицей, семьей.

- Средний и старший возраст : с ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

Используя разговор как метод формирования диалогической речи у детей-дошкольников, необходимо учитывать их возрастные особенности :

- дети до 4-х лет легко отвлекаются от содержания разговора,

- дети 4-5 лет постепенно переходят от отрывочных высказываний к более последовательным, развёрнутым, начинают задавать много вопросов, в том числе такие характерные: как? почему? зачем? и др.

- дети 5-7 лет способны к целеустремлённому разговору в течение довольно длительного времени. Их разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д.

Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные разговоры воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.

С детьми младшего возраста происходят преимущественно индивидуальные разговоры с целью расположения ребёнка к себе, заинтересовать его либо разговоры с небольшими подгруппами детей. Со среднего возраста начинают преобладать коллективные разговоры.

К поведению детей младшего возраста во время разговора еще не предъявляется строгих требований. Допустимы коллективные ответы, ребенок может прервать собеседника, закончить разговор на полуслове. Постепенно воспитатель приучает детей слушать не перебивая, говорить громче или тише, смотреть на собеседника. Дети среднего возраста уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться; способны более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире. Повышаются требования к поведению детей во время разговора : они не могут прерывать разговор и уходить; должны говорить спокойно, четко, не торопясь, поочередно.

Если в младших группах воспитатель в основном побуждает детей к инициативным высказываниям, то, начиная со среднего возраста большее внимание он обращает на содержание детской речи, ее правильность. Участники вспоминают ход событий, используют образные выражения, сравнения, красивые описания. Нужно обращать внимание на правильность построения детьми вопросов.

Приёмы обучения разговорной речи

Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в автобусе, что интересного видел в другом детском саду, которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяются те же приемы, но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.

Используемая литература:

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : Просвещение, 1981.

3. Любина Г. А. Развитие речи дошкольников в общении : Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Мн. : Нар. асвета, 1999.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979.

5. Ушакова О. С Теория и практика развития речи дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разговор с детьми дошкольного возраста, как метод формирования диалогической речи
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 09:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разговор с детьми дошкольного возраста, как метод формирования диалогической речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гребенькова (УИ 305775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД