Лилия Егорова
Разговор о важном с старшими дошкольниками «Сурский рубеж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у старших дошкольников первоначальных представлений о подвигах и вкладе жителей республики при строительстве Сурско-Казанского Оборонительного рубежа.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить воспитанников с трудовым подвигом строителей Сурского- Оборонительного рубежа, расширять знания детей о мужестве, героизме, отваге народа.
Развивающие:
Публикация «Разговор о важном с старшими дошкольниками „Сурский рубеж“» размещена в разделах
Развивать интерес детей к историческому прошлому нашей страны, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, внимание, образное мышление, творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать чувство взаимопомощи в совместной деятельности, воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважительное отношение к труженикам тыла.
Материалы: Мультимедийная презентация «Сурский рубеж», ноутбук, указка, карта Чувашской Республики с границами Сурского оборонительного рубежа, мультфильм из пластилина, дидактическая игра «Оденься на рубеж», эмблема памятника «Строителям Сурского рубежа», фонограмма минус «Нам нужна одна Победа», Б. Окуджава.
Словарная работа: Рубеж, окопы, кирка, лом, кувалда, труженик тыла, самооотверженный.
Ход занятия
Воспитатель:
- Сегодня мы поговорим о тяжелейшем труде тыловиков, ковавших на ровне с солдатами Великую Победу.
Октябрь сорок первого. Фашисты у Москвы.
И принято решение на берегу Суры
Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.
Зима. Мороз стоял трескучий,
А люди ломом и киркой крушили эти кручи.
Им не хватало тёплой обуви, еды,
Но все же они выстояли, построили, смогли.
- Их работу по праву можно назвать подвигом. Обычные труженики возводили Сурский оборонительный рубеж в тяжелейших условиях суровой зимы. Мы с вами должны всегда помнить об этом.
- Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой было принято важное решение : на случай, если немцы пройдут в глубь нашей страны им должны помешать оборонительные рубежи, в глубоком тылу на берегах рек. В городе Шумерля, недалеко от нашего города, в 4км, по берегу Суры проходил Сурский оборонительный рубеж. (показ на слайде)
Воспитатель:
-В настоящее время остались следы тех событий: рвы, неровности, ямы. Ребята, как вы думаете, что такое оборонительный рубеж? (показ на слайде)
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Оборонительный рубеж – это укрепление для обороны от противника, он состоял из окопов, рвов и землянок.
- Все мужчины были на фронте. В строительстве принимали участие старики, женщины, подростки. (показ на слайде)
- Ребята, с помощью чего можно выкопать ров или окоп?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно. Кирками, ломами, кувалдами, пилами и лопатами простые люди долбили мёрзлую землю. (показ на слайде)
- Работали в тяжелых условиях, было очень холодно. Люди были одеты в фуфайки, шерстяные платки, валенки, теплые рукавицы, шапки. Теплой одежды не хватало, многим из них приходилось работать в лаптях. (показ на слайде)
Воспитатель:
- Работа не прекращалась ни днем, ни ночью (показ на слайде)
- Во время небольшого отдыха грелись у костров, пекли картошку, из растаявшего снега кипятили воду. Сурский оборонительный рубеж был возведён за рекордные 45 дней. (показ на слайде)
- Ребята, как называли людей, трудившихся в тылу во имя Победы?
(Ответы детей).
Воспитатель:
-Какими качествами обладали труженики тыла?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Да, они были самоотверженными, терпеливыми, выносливыми. Как вы думаете, можно ли назвать подвигом труд тыловиков на оборонительных сооружениях и солдат, участвующих в боевых сражениях?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Строители Сурского рубежа внесли огромный вклад в победу над немецкими захватчиками. Старики и женщины, подростки, мальчишки и девчонки принимали не меньше участие в борьбе с германскими захватчиками, чем воины, находившиеся на линии фронта. Давайте вспомним, в какую одежду были одеты люди в то время?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Оденься на рубеж»?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Перед вами лежат карточки с изображением одежды разного времени. Давайте выберем и назовем ту одежду, которую вы одели бы на строительство Оборонительного рубежа.
(Дети делятся на две подгруппы. Подходят к столам и находят картинки с изображением одежды того времени и выкладывают на верхнюю часть стола. По завершению игры, воспитатель вместе с детьми еще раз закрепляет название нужной одежды).
Воспитатель:
- Ребята, в течении длительного времени мы с вами долго говорили о тружениках Сурского рубежа. Что мы знаем о Сурском рубеже? (Ответы детей).
Воспитатель:
Загадки:
Гораздо больше кружки,
Имеет сверху дужку,
И в колодец раз за разом
Мчится смело по приказу!
(Ведро)
Замечательный дружище,
Деревянная ручища.
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете-
Каждый день с ним на работе!
(Топор)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поламала зуб, зуб.
(Пила)
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе …. (Лопатой)
Палкой железной был сделан пролом…
Все ей ломают. Зовут ее (Лом)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Кашу можно в нем сварить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь.
(Костер).
(Ответы детей).
Пальчиковая гимнастика «Костер».
Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И костер наш загорится.
(Выполняют движения по тексту).
Дети садятся за столы и выполняют задание согласно своему жетону. Звучит фоновая музыка. Во время работы дети помогают друг другу советом, оказывают помощь в изготовлении предметов. Воспитатель работает вместе с детьми.
По мере выполнения задания ребенок подходит к макету и вместе с воспитателем размещает и закрепляет изготовленное изделие на макете. Если ребенок выполнил задание первым, воспитатель предлагает заполнить макет «снегом» (скатать маленькие кусочки салфеток и распределить по макету).
После того, как задание будет выполнено всеми детьми, они встают вокруг макета и воспитатель подводит итог работы.
Просмотр анимационного мультфильма из пластилина, созданного детьми и их родителями.
Воспитатель:
- Представьте, что вы оказались на месте тех людей, которые трудились на Сурском рубеже. Какие звуки в природе вы слышите (Скрип снега, обвал земли, стоны и вздохи людей, треск костра). Какие ощущения у вас возникают?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям, родственникам, друзьям о тех событиях? (Ответы детей).
По окончании занятия воспитатель дарит эмблему «Строителям Сурского рубежа».