Тетенёва Мария
Конспект ООД по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
образовательная область «Познавательное развитие»
раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Тема: Ярмарка
Цель и задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.
Дать представление о том, что в разных уголках нашей большой родины живут и трудятся мастера народной игрушки.
Публикация «Конспект ООД по развитию познавательно-исследовательской деятельности „Ярмарка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству; формировать потребность и желание делать свои игрушки.
Материал:
-карта России;
-матрешка;
-дымковская игрушка;
-свистулька: филимоновская, городецкая;
-цветные силуэты народной игрушки для карты;
Применение ИКТ: иллюстрации народных игрушек (дымковской, филомоновской,
Ход ООД:
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
- Как вы думаете, что это такое? (обращаю внимание, на стене висит карта России с силуэтами разных игрушек).
- Да, это карта нашей Родины.
Велика Россия наша
И талантлив наш город.
О Руси родной, мастерах-умельцах
На весь мир молва идет.
- О каких мастерах-умельцах на весь мир идет молва? (ответы детей).
- О людях, которые умеют делать своими руками вещи, вызывающие восхищение, радость, желание любоваться ими.
- Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому и изделия получались у них яркими, красивыми. С изделиями разных мастеров, которые проживают на территории нашей страны, можно познакомиться по–разному :
-рассматривать книги, альбомы;
-посмотреть по телевизору передачу «Живое дерево ремесел», «Секреты старых мастеров»;
-если удастся, то поехать в город или в село, где живут и работают мастера;
-побывать на ярмарке, где можно увидеть самый разный товар, познакомиться и поговорить с мастером.
Даже наша карта поможет узнать, где какие мастера живут и что они делают.
Ярмарка. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей).
Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса».
-Вот нам бы побывать на ярмарке русские чудес.
(Звучит фонограмма)
-Эй, народ честной, да удачливый!
На нашу ярмарку поворачивай!
-Что душа не пожелает,
Все на ярмарке найдет!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдет!
(слышится музыка, смех).
-Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша:
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
- Что это за подружки? (ответы детей). Почему вы так решили? (беру в руки матрешку, показываю детям).
- Правильно, это матрешка. Вы с ней знакомы. Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Вспомните, с какой матрешки мастер начинает свою работу?
- Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша (кладем в лукошко).
- Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете.
Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде (дети встают в круг, матрешка в руках педагога, который первый говорит пословицу).
- У работящего в руках дело огнем горит.
- Дело мастера боится.
-Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
-Делу время, потехе час.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Без труда нет плода.
-Терпение и труд все перетрут.
-Без труда добра не будет.
-Запевай, а работу знай.
-Глаза страшатся, а руки делают.
-От лени-болезни, от труда – здоровье.
-Добрая работа мастера хвалит.
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-Не то дорого, что красно золота,
А то дорого, что мастера доброго.
- Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную Семеновскую матрешку? Подойдем к карте и посмотрим: постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (дети находят).
- Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают семеновскую матрешку.
(дети крепят на карту цветной силуэт матрешки).
- Настала пора идти на ярмарку и посмотреть, какие чудеса завезены. Что же здесь продают?
Узнать поможет загадка:
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
(ответы детей)
- Молодцы! Отгадали, это действительно дымковская игрушка.
-Из чего сделаны все эти игрушки?
-Почему они называются дымковскими?
-Чем их покрывают?
-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия).
-Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете?
-Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере, «Добрая работа мастера хвалит».
- Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают.
Звучит фонограмма: звучание свистулек, вначале тихо, затем громче, потом опять тихо.
-Что это такое? Как вы думаете? Подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался?
-Ой, да здесь свистульки разные. У каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим.
-Красота, да и только! Как называется эта свистулька? (показываю филимоновскую).
-Почему она так называется? - Из чего сделана?
-В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки, но не всякие, а именно свистульки. Какие игрушки вы здесь видите? (котик, барышня, птичка)
- Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки).
-Что означает круг?
-Что означает треугольник?
-Что означает росток, елочка?
-Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы.
Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы?
(по силуэту филимоновской игрушки находим на карте и прикрепляем цветной силуэт).
-Здесь у нас еще есть свистульки. Рассаживайтесь поудобнее, рассмотрим их. Вот эти свистульки называются городецкими (показываю городецкие свистульки, их сделали мастера в удивительном городке Городец, что на Волге (даю детям игрушки в руки).
-Интересно, есть ли на карте силуэт городецкой свистульки, надо поискать.
(ищут и прикрепляют цветной силуэт).
-Молодцы! Замечательно получилось, у каждой свистульки свое звучание.
-Из чего сделаны все эти свистульки?
-Да. Из глины, это хрупкий материал, с ними надо обращаться осторожно и тогда они долго будут нас радовать, а мы помнить о тех людях-мастерах, которые эту радость нам доставили. Аккуратно складываем свистульки в лукошко. Сколько много интересного мы увидели и приобрели. На ярмарку ходили не только взрослые, они брали с собой детей, покупали им игрушки, катали на качелях-каруселях. На нашей ярмарке тоже есть карусель. Садитесь на карусель. (дети встают около шеста с ленточками и берут по одной ленточке в руку, идут по кругу под народную музыку)
-Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише карусель остановите.
Итог. Рефлексия.
-Много интересного увидели мы на ярмарке «Русские чудеса». Вам понравилось? О чём вы расскажете дома?
-Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? (по цветным силуэтам на карте уточняем названия игрушек)
-Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.