Медведева Екатерина Юрьевна
Конспект познавательного занятия по экспериментированию в биологии «Растения — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия
(экспериментирование в биологии)
«Растения – наши друзья»
Старший дошкольный возраст.
Цель. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о значении воды, света, тепла и воздуха в жизни растений
Задачи.
Дать детям представление о живой природе растениях.
Публикация «Конспект познавательного занятия по экспериментированию в биологии „Растения — наши друзья“» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Познакомить с потребностями растений : в воде, свете, тепле и воздухе.
Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.
Расширять и активизировать словарь детей.
Дать элементы представления о значении чистого воздуха.
Прививать бережное отношение к окружающей среде.
Материалы к занятию : компьютер, проектор, экран, презентация, подносы, лук, комнатные растения, пластиковые стаканчики, стеки, предметы для ухода за комнатными растениями.
Ход занятия.
Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся, посмотрим на них, чтобы больше не отвлекаться.
-Ребята мы с вами живем на прекрасной планете, которая называется Земля. Посмотрите, пожалуйста на экран. Как вы думаете, что здесь изображено?
1 слайд карта (вид планеты из космоса)
- Правильно, здесь изображена наша планета. Мы с вами ее уже рассматривали.
Что здесь изображено, синим цветом? А что занимает больше места вода или суша?
Ответы детей.
Скажите, кто живет на нашей планете?
2 слайд. (знак вопроса)
Ответы детей.
Правильно, на планете живут люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения.
3 слайд люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения.
- Как вы думаете, что нужно человеку для того чтобы он рос и развивался?
4 слайд. Знак вопроса под картинкой человек.
Ответы детей.
5 слайд. Вода, солнце, воздух и тепло под картинкой человек.
- Как вы думаете, что нужно животным для того чтобы они росли и развивались?
6 слайд Знак вопроса под картинкой животные.
Ответы детей.
7 слайд Вода, солнце, воздух и тепло под картинкой животные.
-Как вы думаете, птицам, рыбам и насекомым это нужно?
8 слайд Знак вопроса под картинками птиц, рыб и насекомых.
Ответы детей.
9 слайд Вода, солнце, воздух и тепло под картинками.
- А как вы думаете, растениям это нужно?
10 слайд Знак вопроса под картинкой растений.
Ответы детей.
- Давайте попробуем это доказать!
Опыт №1
Давайте докажем нужно ли растениям солнце, и тепло?
Как вы думаете?
Дети рассматривают лук, который они поместили в воду и поставили одну луковицу в тепло и на солнышко, другую в холод и в темноту.
- Как вы думаете, какая из этих луковиц стояла в тепле и на свету, а какая в темноте и холоде.
Ответы детей.
- Покажите мне луковицу, которая стояла в темноте холоде?
Ответы детей.
Почему вы так думаете?
Объяснения детей. Потому что он маленький, почти не вырос, и зелень у него бледно зеленая.
- Покажите мне луковицу, которая выросла в тепле и на свету?
-Почему вы так думаете?
Объяснения детей.
- Как вы думаете, что можно сказать об этом? Какой сделать вывод?
Объяснения детей. Что для роста растений нужно тепло и свет.
11 слайд. Появляется под картинкой растения «тепло и свет»
- Устали? Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка. «Солнце спит и небо спит».
- Это все? Больше растению ничего не нужно для роста.
Стук в дверь. Появляется почтальон с посылкой.
- Здравствуйте дети! Это я принес посылку от Почемучки для вашей группы.
- Почтальон Печкин давай нам посылку!
- Нет не дам! У вас документов нет!
- Ребята давайте вместе попросим почтальона Печкина отдать нам посылку. Скажем ему волшебные слова.
Дети вместе уговаривают почтальона.
- Хорошо, отдам если вы отгадаете мои загадки.
- Ребята мы отгадаем загадки?
Ответы детей.
- Загадывай почтальон Печкин. Наши дети их отгадают.
Загадки:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Вода.
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
Воздух.
Встает рано, ложиться поздно,
Светит ярко, греет жарко
Солнце.
Почтальон. – Молодцы ребята, все мои загадки отгадали. Отдам я вам посылку, ну а мне пора. Досвиданья!
Достаю из посылки бутылку воды.
- Ребята, как вы думаете, зачем Почемучка прислал нам воду?
Ответы детей.
Как вы думаете, растение пьет воду?
Ответы детей.
Как же растение пьет воду, у него же нет рта?
Рассуждения детей.
- Давайте проверим? Много ли водички выпили наши луковички?
Опыт №2
Посмотрите мы наливали целый стаканчик воды, а сейчас ее стало меньше, и видно что растение пило воду по следам, оставленным на стакане.
- Чем луковица пьет воду?
Ответы детей.
Куда же вода девается потом?
Ответы детей.
- Правильно, по луковке вода поднимется в перо лука и дает нам зелень.
- Проверим, есть ли вода в пере лука!
Для этого мы возьмем салфетку, и аккуратно с помощью ее оторвем одно перышко лука.
Теперь развернем салфетку, и посмотрим, что же там осталось?
Объяснения детей. Вода.
Вывод. В начале занятия мы узнали, что растению для роста нужно тепло и свет, а сейчас мы убедились что еще и вода.
Слайд №12 Появляется под картинкой растения «вода»
- Ой, ребята, а про посылку мы совсем забыли, что же там еще лежит? Давайте посмотрим.
Достаю луковицу в запотевшем стакане.
- Ой, что это? Не знаю? А вы знаете? Что это такое?
Ответы детей.
- Странный, Почемучка, какие интересные у него предметы? (отставляю стакан в сторону).
- Давайте посмотрим, что еще там лежит? (достаю из посылки пластиковые стаканы)
Опять не пойму, все стакан и стакан….
Опыт №3
- Ребята, помогите мне подержите стаканчики. Что же с ними делать?
Предлагаю детям наполнить стакан воздухом, подышать в него.
- Что случилось с нашим стаканчиком?
Ответы детей.
- Правильно, мы с вами дышали в стаканчик, и он запотел. Посмотрите на луковицу в стакане, которую прислал нам Почемучка! Стакан с луковицей тоже запотевший. Значит, он там дышал!
Вывод. Какой мы с вами можем сделать вывод?
Ответы детей.
Растения тоже дышат.
Слайд №13 Появляется под картинкой растения «воздух»
На дне посылки лежит письмо. Читаю.
Дорогие, ребята, я думаю, вы, уже догадались, для чего я прислал вам эти предметы?
Ответы детей.
Надеюсь, они помогли разгадать вам еще одну тайну живой природы?
Ответы детей.
Слайд №14 Появляется комнатное растение, под ним вопросы.
- Скажите, какие тайны живой природы мы разгадали сегодня?
Вывод. Для роста растения нужно тепло, свет, вода и воздух.
- Посмотрите, у нас на экране остался еще один знак вопроса. Что же еще нужно растению чтобы расти, и радовать нас.
Ответы детей.
- Правильно, нужен еще уход.
Слайд №15 Появляется комнатное растение, под ним открыты все вопросы.
- Давайте мы сейчас попрощаемся с нашими гостями, и поухаживаем за нашими комнатными растениями.
Труд в уголке природы.