Севинч Мамедова
Конспект познавательного занятия «Растения весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях;
• рассказать о том, как листопадные растения просыпаются весной, как набухают почки, появляется листва, трава;
• познакомить с явлением фотосинтеза и хлорофиллом, расширить словарь новыми понятиями;
• научить выращивать ростки и наблюдать за их ростом;
• сформировать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Растения весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Оборудование: картинки с изображением разных видов цветов; оборудование для опытно-экспериментальной деятельности (пластиковый контейнер, емкость с водой, белые халаты и шапочки, одноразовые резиновые перчатки; пророщенные семена подсолнуха; дневник наблюдений).
Ход занятия:
Вступительная часть
Дети вспоминают содержание предыдущих занятий
и отвечают на вопросы воспитателя.
Вопросы для актуализации знаний:
• Чем весна отличается от других времен года?
• Как появляется капель, ручейки?
• Куда «убегает» вода весенних паводков и половодий?
• Откуда берется дождик?
• Что такое круговорот воды в природе? (Воспитатель показывает детям схему.)
• Как пробуждаются от зимнего сна животные — звери, рыбы, земноводные?
• Откуда возвращаются перелетные птицы?
Весеня:
А сегодня я хочу рассказать вам о том, как просыпаются весной растения.
Основная часть
Весеня:
Когда «будильник»-солнышко все больше находится на небе, световой день увеличивается. Свет и тепло запускают соки внутри растений, на них раскрываются листочки. Вырастает трава, распускаются цветы. Какие цветы появляются первыми?
Дети:
Подснежники.
Весеня:
Правильно. Подснежники появляются в марте прямо на проталинках.
Дети рассматривают картинки, иллюстрации с изображением весенних цветов.
Весеня:
Ребята, а почему растения весной становятся зелеными? Для чего им это нужно?
Дети высказывают свои догадки.
Весеня:
Оказывается, с помощью зелени они питаются. Да, да, не только нам с вами, но и растениям для жизни нужна еда. В группе на завтрак вам дают манную кашу. Вы знаете, из чего ее готовят?
Дети:
Из манной крупы, сахара и молока.
Весеня:
Верно. А откуда берутся эти продукты?
Дети отвечают. Весеня помогает им, подсказывает.
Весеня:
Крупу мы получаем из пшеницы, которая выросла в поле, сахар — из сахарной свеклы или сахарного тростника. А молоко нам дает корова, она ест траву, тоже выросшую в поле или на лугу. А что «едят на завтрак» сами колосья пшеницы, свекла, тростник или сочная трава для коровы — например, клевер? Чем и как питаются растения? Оказывается, есть прямая связь между цветом листвы растений (как правило, зеленым) и их питанием. В клетках большинства растений присутствует особое вещество — хлорофилл. Слово только кажется сложным, а в переводе с греческого все просто: «хлорос» — зеленый, «филлон» — лист.
Рефлексия
Весеня произносит несколько раз новое для детей слово"хлорофилл». Дети повторяют за ним, запоминают его.
Весеня:
Этот хлорофилл — «зелень листвы» — обладает волшебным свойством, которого нет у животных. С помощью живого красителя зеленые части растений (листья, стебли, хвоя) усваивают энергию солнечных лучей. Но одного солнышка растениям на завтрак недостаточно. Им нужны вода из почвы и углекислый газ из воздуха. Размешав все компоненты маленькими «чудесными поварешками» в своих клетках, растения вырабатывают вкусные питательные вещества — глюкозу (это такой сахар) и крахмал. Еще при этом образуется кислород, он выбрасывается в воздух как лишний продукт. Но для нас-то он совсем не лишний, потому что мы дышим кислородом. Это волшебство, происходящее в клетке растения, называется фотосинтез. Слово тоже совсем не страшное, в переводе с греческого «фото» — свет, «синтезис» — соединение.
Рефлексия
Дети проговаривают вслух новое слово «фотосинтез», повторяют, что оно обозначает и из каких частей состоит.
Вопросы для закрепления:
• Что такое хлорофилл?
• Зачем растениям нужны хлорофилл и фотосинтез?
Воспитатель читает детям стихотворение «Вкусный свет».
Воспитатель:
Днем травинки и ромашки
В поле не скучали.
Набивали все кармашки
Теплыми лучами.
Был на завтрак и обед
У растений вкусный свет!
А запасы накопил
Работящий ХЛОРОФИЛЛ.
Для березки и ромашки
Он из света сварит кашки,
Подмешает лишь водицу
И воздушную частицу.
ХЛОРОФИЛЛ всегда зеленый,
В наше солнышко влюбленный.
Кормит, кормит все живое,
А сидит в листве и хвое.
Добывает, копит впрок
И крахмал, и сахарок!
Опытно-экспериментальная деятельность
Воспитатель приглашает детей в лабораторию для проведения «научного» опыта. Показывает им оборудование: микроскоп, пластиковые пробирки, емкости, пинцет, лупу и т. д. Дети надевают белые халаты, специальные шапочки, одноразовые перчатки, знакомятся с правилами поведения и техникой безопасности в лаборатории. Затем с помощью воспитателя сажают в пластиковый контейнер пророщенное семя подсолнечника и поливают его. Воспитатель заводит дневник наблюдения. В нем в течение двух недель дети фиксируют изменения, происходящие с растением, и зарисовывают их.
Заключительная часть — рефлексия
Весеня:
Ребята, напоследок отгадайте мои загадки, чтобы вспомнить все, что вы узнали на занятиях.
Весеня читает загадки, дети отгадывают их.
Весенины загадки
Кленам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки.
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга,
И на север провожаю
Зимушку-подругу.
(Ответ: весна.)
Тает-тает белый снег.
Мишка, не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льется через край,
Может затопить берлогу,
Деревеньку и дорогу.
(Ответ: половодье, паводок.)
Он растет красивый, нежный,
Голубой ли, белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лед растает.
Распустился точно в срок
Первый мартовский цветок.
(Ответ: подснежник.)
За окном звенит она,
Нам поет: «Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки».
Слышно с крыши:
«Шлеп-шлеп-шлеп!»
Это маленький потоп.
(Ответ: капель.)
Мы знакомы, и весной,
Часто видимся с тобой.
Пробиваюсь я к апрелю —
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор.
(Ответ: трава.)
Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи!
(Ответ: перелетные птицы.)
Парк как будто бы покрыт
Облаком зеленым.
Тополь в зелени стоит,
И дубы, и клены.
Что на веточках раскрылось
И к апрелю распустилось?
(Ответ: листва, почки.)
По весне бывают ярки
Все луга, поляны, парки.
Посреди стеблей зеленых
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберем из них букеты.
Что же это, что же это?
(Ответ: цветы.)
Весеня:
Ребята, вы узнали много нового и интересногоо весне. Но скоро весна пройдет и наступит лето. Мне на смену придет младший братик Летик и проведет с вами летний цикл познавательных занятий.
Дети благодарят Весеню за интересные и познавательные занятия
и прощаются с ним.