Полянская Наталья Владимировна
Конспект познавательного занятия «Мы друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЁМУШКА»
ГОРОД ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект познавательного занятия Тема : Мы друзья природы
Воспитатель: Полянская Наталья Владимировна
Первая квалификационная категория
Цель: Выявить знания и умения
Задачи:
1 . Систематизировать знания детей:
О живой и не живой природе. Называть признаки живого.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Мы друзья природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
О характерных признаках времен года.
о растительном и животном мире нашего края;
о взаимосвязях в природе;
2. Развивать у детей:
• логическое мышление;
• наблюдательность;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать у детей:
-доброе отношение к природе стремление не причинять вреда природе
-умение работать в команде; взаимопомощь.
Оборудование;
Модели, иллюстрации с изображением представителей флоры и фауны.
Атрибуты к игре «Пищевая цепочка» : – шапочки ели, клест, лось, заяц, бурундук, мышь, белочка, жук, дятел,, рысь, волк.
=Презентация
• Инструктивные карточки:
• Магнитофон;
Методы организации:
• словесные / загадки, беседа, рассказ /
• наглядный I показ иллюстраций, показ способа выполнения,
• практический I работа с инструктивными карточками, кроссвордами, ребусами/
Тип занятия : итоговое занятие
Форма занятия : Игра - путешествие
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Эмоциональный настрой детей на обучение. Стук в дверь, появляется Лесовичок.
Лесовичок:
Здравствуйте ребята! Я, кажется, попал по адресу, здесь юные экологи. Ребята, вы узнали меня? Верно я лесовичок. Ребята, вызнаете, где я живу? Обращаю внимание на лес.
Здравствуй лес, дремучий лес. Полон сказок и чудес Все открой не утаи Видишь мы друзья твои
Дети, в моем лесу случилась беда. Вот уже наступила весна и в моем лесу деревья, но на одном дереве листочки не распускаются, т. к. его заколдовала злая колдунья.
Но добрая Фея сказала, что несчастному дереву, могут помочь волшебные листочки, которые она дала мне показываю листочки после того как они окажутся у ребят, которые хорошо знают природу и делают добрые дела.
Вы хотите помочь «несчастному дереву».
Ответ детей.
Для этого вам нужно пройти испытания, если вы их преодолеете, значит, вы сможете помочь «несчастному дереву», т. к. за каждое испытание вы получите волшебный листик, и чем больше у вас будет волшебных листьев, тем быстрее сойдут чары злой колдуньи в моем лесу. Колдунья прислала вам вопросы и задания.
А знаете ли вы что такое природа? Природа бывает живая, а еще какая?
Назовите признаки, по которым можно отличить живую природу от неживой. Молодцы, а можете ли вы отличить живую природу от неживой?
Рассмотри рисунки. Что из нарисованного относится к неживой природе, что к живой природе,
Словесная игра «Живая и неживая природа». Молодцы, нам медлить нельзя идем на помощь «несчастному дереву».
Ребята, какие времена года вы знаете?
Загадки о временах года.
=Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра. И меня прогонят со двора (зима).
=В щедром поле колосится Золотистая пшеница. Ягоды в лесу поспели,
Пчелы прячут мед по кельям. Много и тепла, и света, Так бывает только. {Летом)
=Желтой краской крашу я Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя, Назови-ка ты меня! (Осень)
=Она приходит с ласкою. И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет В лесу подснежник расцветет. (весна).
Ребята отгадывают загадки и подбирают соответствующую картину.
Как здесь тихо, не видно насекомых и не слышно пения птиц, злая колдунья перепутала времена года.
Работа с моделями. Задание: Убрать модели не характерных признаков для весны.
И с этим заданием вы справились. Молодцы.
Злая колдунья хочет узнать «Что растет и не бегает». (Растения). Чем же похожи все
растения.
-Какая часть растения находится под землей?
-На месте какой части у растения появляется плод? Л стебля листа О цветка
- Внутри какой части у растения находятся семена? А стебля цветка О плод
Что мы едим у гороха? А стебель плод О семена
Что мы едим у петрушки? А листья П плоды О цветки
(Дети моделируют растения и называют части растения).
Задание: Где растут эти растения? Назовите фрукты и ягоды.
Какую часть мы едим у капусты, огурца, моркови, редиса?
Следующее испытание необходимо выбрать карточку с изображением дерева? Какие деревья растут в лесу? Ответ.
• Как называется лес, в котором растут ели, сосны, кедр?
• Какие деревья растут в лиственном лесу?
Показываю модель смешанного леса. Как называется такой лес? Назовите деревья, которые растут в смешанном лесу?
На какие группы можно разделить растения? По каким признакам отличаются эти группы?
А здесь, что изображено? (показываю модель кустарника).
По каким признакам можно отличить кустарники от других растений? Какие кустарники вы знаете?
Какие группы растений еще знаете, предлагаю посмотреть иллюстрацию. травянистые растения.
Послушайте, какие же еще вам нужно выполнить испытания
Работа с инструктивной карточкой.
Задание 1. Составь слово из первых названий букв нарисованных предметов и запиши его в клеточках, и ты узнаешь, какие растения растут в ХМАО.
Задание 2. Отметь условными знаками, к какой группе эти растения относятся.
Береза, клевер, малина.
Найдите, эти растения? Отметьте номер, под которым они находятся
Задание: Отгадайте загадку и найдите отгадку? (лекарственные растения) Растение с шипами и с душистыми розовыми или белыми цветками и красными
плодами, содержащими много витаминов. Кустарник используют для декоративных посадок в городе. (Шиповник.)
Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (Берёза)
Ярко-желтый цветок неказистый: Сверху листьев холодная гладь, Снизу - ласковый слой бархатистый, Словно тронет приветливо мать. (Мать-и-мачеха.)
Ребята, Лесовичок нам принес «Чудесный мешочек». Вам нужно угадать, что в нем находится?
А сейчас нужно определить на ощупь, что же лежит в мешочке? (кедровая шишка, лук, морковь, апельсин)
Задание: Назовите какие ягоды положили в компот? Какие не положили, почему?
Задание
Комнатные растения
Какое растение изображено на рисунке? А фиалка кала О кактус
Какое растение изображено на рисунке? А фиалка гиппеаструм О бегония
Задание: Назови и собери грибы в корзину.
Игра: Знаем ли мы грибы?
Вот сейчас мы это и проверим? Я буду называть грибы. Если они съедобные- громко хлопайте в ладоши, а если нет топайте ногами. Потренируемся? Похлопайте! Потопайте! Отлично! А терерь- будьте внимательны! Масленок -Хлопают. Поганка - дети топают
Волнушка,Мухомор Хлопушка Шампиньон Лисичка сестричка Подберезовик Сыроежка
Груздь Рыжик Чижик Опята, оленята.
Задание: Объясни, что общего у этих живых организмов? Назови их. Ядовитые грибы и ягоды.
Ребята, могут ли растения жить без животных. Высказывания детей.
Уточняю признаки по которым можно отличить насекомых от других животных.
Какие бывают животные?
Ребята, смотрят на картинку и называют группы животных и их признаки. Подбирают модели характерных признаков животных.
Задание: Назовите летающее насекомое, самки которого питаются кровью, имеют длинный колющий аппарат. Его полёт сопровождается высоким звенящим звуком.
Задание: Зелёное насекомое с сильными челюстями и тремя парами ног, причём задняя пара длиннее остальных, так как используется для прыжков. Насекомое имеет две пары крыльев: тонкие и жёсткие. Самцы, потирая жёсткие крылья друг о друга, издают стрекочущий звук.
Задание: Что общего у этих птиц? Назови меня и где я живу?
Игра о птицах: Ни сорока ни синица угадай ка, что за птица.
Загадки на каждый день, отгадывай, кому не лень
Черной масти голова, Черны оба рукава, Светлый, серенький жилет -
Вот и весь ее портрет. Весь свой век она -Наглая воровка: Серая спина, Черная головка. (Ворона
Мамку не любила, Мачеху забыла, Деток не кормила. По лесочку колесит -На два звука голосит. Себя лишь только он спасает, А брата сам за борт бросает. (Кукушка)
Руками машет, А носом пашет. За плугом он весь день Бредет, забыв про лень; На трактор не садится -Туда он не годится! Примчался вестовой В свой угол гнездовой И закричал: "Ур-р-р-а!" Даешь весну! "По-р-р-а!" (Грач)
На большой березке, Над густым кустом, Скачут длинно хвостики, Дергают хвостом.
Идет по лесу телеграмма, Гудит с повторами, упрямо: «Кто-то, кто-то, кто-то, кто-то!
Идет, идет, идет, идет! «За сорок букв у птицы кличка, Догадайтесь, что за птичка?
В гнездах шарит ловко Пестрая воровка. (Сорока)
Красногрудый, вялый, сонный, С песней тихой, монотонной,
На рябине посидел, Мерзлых ягодок поел, Поскрипел да посвистел И на ясень улетел. (Снегирь)
На сосне у птички И зимой - яички. И мороз трещит, А птенец пищит. Есть в лесочке птица. Что зимой гнездится. У птицы клюв не прост: Сложен он перекрест! (Клест)
Задание: Угадай меня по клюву?
Задание: Подберите птицам ноги.
Задание: Угадай по голосу птицу.
А вот еще проказы колдуньи хочет узнать кто же живет еще в лесу. Она для вас приготовила загадки (медведе, зайце, белочке, еже, лисе, бурундуке, лосе.).
Знаменитый пчеловод. Любит он пчелиный мед!
Только с пчелами – беда! Так нажалят иногда! (Медведь)
Хоть на вид – краса девица, На проделки мастерица,
Кто дружить захочет с ней? Зверя нет в лесу хитрей (Лиса).
С хвостиком как парашют, По деревьям быстро скачет,
Был он там… Теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это (белочка)
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (заяц)
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (лось)
Дети отгадывают загадку и находят в схематическом изображении.
Дети делают обобщение, что это загадки о зверях звери.
Работа с инструктивной карточкой.
Задание 1. Какая группа животных изображена на карточке, назови их.
Назови животных, которые впадают зимой в спячку, какие зимой активны.
Скажите, пожалуйста, ребята, какое из этих животных травоядное. Почему заяц травоядное животное? А лиса, какое животное? Ответы детей.
Почему лиса хищное животное? Нужны ли лесу хищники? Дети делают вывод.
Задание № 2 «Угадай по запаху».
Ребята, скажите, пожалуйста, что помогает лисе быстро отыскать мышку под снегом.
Ответ: Обоняние.
Задание: Угадайте по запаху, что лежит в баночке (чеснок, лимон, лук, огурец
Задание: Какая связь между живыми организмами изображена.
Игра «Составь цепи питания» устанавливать пищевые связи. С использованием атрибутов.
Как одним словом называют животных которые живут рядом с человеком. (Домашние животные).
Дети называют домашних животных и их детенышей.
Работа с инструктивной карточкой.
Задание 1. На карточке потерялись некоторые буквы. Помогите вернуть их на место. Впишите названия домашних животных
задание 2.
Покажи стрелочками, что человек получает от домашних животных?
Нам Лесовичок принес письма от различных природных объектов. Задача - назвать автора письма и предложить свои способы выхода из создавшегося положения. За правильный ответ ребенок получает листик знаний.
Письмо 1. Мы растем для того, чтобы стать вкусным украшением стола. Когда начинается «тихая охота» на нас, мы не жалуемся на «охотников», которые охотятся по правилам. Но есть такие, которые вырывают нас с корнем. После такого способа охоты, мы перестаем расти на этом месте. Кто написал это письмо? Как помочь этим лесным жителям? (Письмо написали грибы. Сбор грибов называют «тихой охотой». Грибы нужно срезать ножом, а не вырывать с корнями, чтобы не повредить грибницу)
Письмо 2. Я ваша старая знакомая в «горошковом платье». Многие хотят, чтобы я жила вместе с ними и пытаются устроить мне домик в спичечном коробке. И зря! Я там жить не могу и погибну. Оставляйте меня в природе и я смогу принести больше пользы. Кто автор письма? Почему она гибнет в неволе? Какую пользу приносит природе? (Автор письма - божья коровка. В неволе гибнет от недостатка корма. Пользу приносит -уничтожая огромное количество тли)
Письмо 3. Многие считают меня некрасивой и даже противной, холодной и скользкой. И часто люди боятся подходить ко мне. Меня это очень обижает, потому что я добрая и полезная. Подружитесь со мной и сами убедитесь в этом. Нужно ли дружить с автором письма? В чем ее польза? (Это письмо от лягушки. Ее не стоит бояться, и она совсем не противная, пользу приносит тем, что уничтожает большое количество вредных насекомых)
Письмо 4. Я один из самых красивых и знаменитых обитателей леса. Но, несмотря на это. очень многие пытаются сломать, погубить меня, считая вредным и ядовитым. И совершенно напрасно! Кого незаслуженно обижают? Какую пользу приносит этот красавец? (Это письмо от мухомора. Многие животные знают о его лечебных свойствах и используют в качестве лекарства)
Задание: отметь в квадратиках знаком «-» отрицательное воздействие человека на природу, а знаком «+» положительное воздействие.
Объясни. какие правила в природе нарушены?
Задание:
Назови объекты природы, отметь кружочком занесенные в Красную книгу.
А сейчас ребята я буду показывать природоохранные знаки, а вы прокомментируйте их.
Нельзя рвать цветы.
Нельзя уносить из леса животных.
Нельзя шуметь в лесу.
Нельзя брать яйца из гнезда.
Ребята, вы хорошо знаете правила поведения в лесу и я надеюсь, что вы всегда их будете выполнять.
А сейчас мы подарим свои волшебные листики «несчастному дереву», чтоб зазеленело, и на нем появлялось много листочков от добрых дел.
Вот так в природе вокруг нас цветы, деревья, животные будут хорошо чувствовать, если мы к ним будем проявлять доброту. Заботиться о них.
Они будут хорошо себя чувствовать и нас порадуют красотой и зд