Получи документы

Занятие «Растения и животные весной»

Агишева Рушания
Занятие «Растения и животные весной»
▼ Скачать +Заказ

Тема ; Растения и животные весной.

Цель: расширить знания учащихся об изменениях в живой природе весной.

Задачи:

-познакомить с жизнью растений и животных весной, их значением в жизни людей; упражнять в узнавании и назывании растений, птиц, животных.

-развивать устную речь, обогащать словарный запас.

-корригировать логическое мышление на основе упражнений в отгадывании загадок, установлении последовательности событий, в группировке предметов и в выделении лишнего предмета. зрительное восприятие на основе работы с разрезными картинками;

Публикация «Занятие „Растения и животные весной“» размещена в разделах

-воспитывать бережное отношение к живой природе; желание беречь и охранять её.

Ход урока:

I. Организационный момент.

• Психологический настрой.

- Здравствуйте ребята!

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Улыбнитесь мне! Улыбнитесь друг другу! Вот с таким хорошим настроением мы и начинаем наш урок.

- О чём мы говорим на последнем занятии? (мы говорим о живой и неживой природе)

- Какие объекты относятся к неживой природе? (солнце, небо, камни, вода, песок, воздух, земля).

- Какие объекты относятся к живой природе? (Человек, звери, птицы, насекомые, трава, цветы, кустарники, деревья,).

- Где вам пригодятся эти знания? ( В школе: когда будем ухаживать за комнатными растениями; дома, когда будем ухаживать за домашними животными (кошкой, собакой, когда будем ухаживать за растениями сада и огорода, в повседневной жизни (сможем приготовить вкусные и полезные салаты из овощей и фруктов).

- Сегодня на занятии мы продолжим вести разговор о природе. Я надеюсь, что сегодня вы постараетесь и получите только хорошие оценки.

• Мотивационная установка.

Сегодня утром в школу пришла срочная телеграмма.

Убедительно прошу помочь мне в поисках моей внучки. Первого марта она ушла из дома в гости к своим братцам – 12 месяцам. Больше я её не видел.

Заранее благодарен. Старик-годовик.

- Поможем старику - годовику отыскать его внучку? (Да)

- Ребята, а чтобы узнать, как её зовут, вы должны отгадать загадку:

Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня …. весна. (Внучку старика – годовика зовут Весна).

Прежде, чем отправимся на поиски весны, мы должны вспомнить, о чем говорили на прошлом занятии? (На прошлом занятии мы говорили о : Время года - весна. Название весенних месяцев. Признаки весны).

Над какою темой будем сегодня работать на занятии, вы узнаете, если выполните задание. Внимательно рассмотрите предметы, дополните предложение обобщающими словами и прочитайте его.

• цветок, трава) и (бабочка, птица, звери) весной.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы рассмотрим растения и животные весной.

- Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с изменениями в жизни растений и животных с приходом весны.

А для этого мы должны повторить названия времён года, весенних месяцев, признаки весны в неживой природе; будем отрабатывать умение определять последовательность событий в природе; получите новые знания о жизни растений весной; больше узнаем о поведении насекомых, об изменениях в жизни птиц и животных в весенний период; будем упражняться в узнавании и назывании растений, перелётных птиц, животных.

Сегодня на занятии вы будете работать самостоятельно, в парах, у доски, с карточками и таблицами.

III. Актуализация опорных знаний.

• Работа с сюжетными картинками «Времена года».

- Ребята, а что такое весна? (Весна это время года);

- А какая она – мы расскажем, если выполним задание «Времена года»

(На доске иллюстрации с изображениями времён года; рядом на карточках написаны название времён года.)

- Рассмотрите иллюстрации, к каждому времени года, подберите его название.

(1 ученик - работает у доски и подбирает к иллюстрациям названия времён года. Все остальные работают с сигнальными карточками.

- А у вас? Молодец! (получает успешку – солнышко).

• Расставить времена года по порядку их следования.

(2 ученик - работает у доски и расставляет времена года по порядку их следования).

Все остальные работают с сигнальными карточками.

- А у вас? Молодец! (За выполненное задание и получает солнышко).

Что сейчас делали? (Соотносили иллюстрации с названиями времен года, расставляли времена года по порядку их следования).

• Работа с карточками «Названия месяцев»

- Ребята, старик - годовик написал нам, что Весна отправилась в гости к своим 12 братцам - месяцам. Мы должны вспомнить, как называются весенние месяцы.

(На доске даны названия 12 месяцев, нужно выбрать и назвать только весенние месяцы, расставить по порядку их следования.).

(1 ученик работает у доски, выбирает и расставляет по порядку весенние месяцы: март, апрель, май.

Все остальные работают с сигнальными карточками).

- А у вас? Молодец! (За выполнение задания получают – солнышки).

Что сейчас делали? (Выбирали названия весенних месяцев и расставляли их по порядку их следования).

• Работа с иллюстрациями «Признаки весны».

Весенние братцы - месяцы помогут нам отыскать весну, если мы правильно подберём к каждому месяцу его признаки (3 ученика работают у доски самостоятельно).

Март - (солнце светит ярче, появляются проталины, бегут ручьи, появляются сосульки).

Апрель – (ледоход, половодье, набухают и распускаются почки, первая травка);

Май – (вырастают листья на деревьях, появляются пчёлы, стрекозы, прилетают ласточки, цветёт сирень.

- А сейчас проверим, как ребята выполнили задание у доски.

(Проверяем работу учащихся у доски. Учащиеся по одному называют месяц и его признаки). Учащиеся с помощью сигнальных карточек проверяют работу. Молодцы! Правильно выполнили задание, каждый получает по одной успешке - солнышку).

- Что вы сейчас делали? Подбирали к каждому месяцу его признаки.

Ш. Работа по теме.

• Беседа по теме «Растения весной».

А вот и весна! .

Она приглашает нас в волшебный мир живой природы и предлагает вам, отгадать загадку.

- Дышит, растёт, а ходить не может. Что это? (Это растение)

- Ребята, где растут растения? (Растения растут везде : в лесу, парке, саду, поле, возле домов, дорог и т. д.)

- Какие растения растут в лесу? (В лесу растут : деревья, кустарники, цветы, травы). Весна приглашает нас прогуляться по лесу.

• Рассказ педагога.

С наступлением весны просыпаются деревья, кустарники. Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. Причём на разных деревьях эти изменения происходят по – разному. Одна из примет весны – появление берёзового сока. С удовольствием пьют сок не только люди, но и птицы, и звери. Отдавая сок, береза теряет питательные вещества и воду, а это может привести к гибели дерева. Весной многие деревья и кустарники цветут, хотя листья ещё не успели распуститься, даже снег ещё не полностью растаял.

• вербы распушились почки, и хотя листьев ещё нет, но всё деревце словно окутано нежным жёлто- зелёным облачком. Светлеют, делаются пушистыми серёжки на ольхе и орешнике.

• солнечных лужайках появляется первая зелёная травка, и первые весенние цветы: мать – и - мачеха, подснежник, ландыши, фиалки, одуванчики.

• Работа с карточками.

А сейчас весна предлагает вам поработать с карточками. Будете работать в парах. Послушайте внимательно текст. (Читает педагог).

Пригрело весеннее солнышко, и рассыпались на проталинах круглые золотые монетки. Этот золотой цветочек растёт на солнечных склонах и распускается раньше всех трав.

(Одуванчик, мать –и- мачеха, подснежник, ландыш).

Подчеркните название цветка, о котором говорилось в тексте.

(Кто выполнит задание, поднимите руку).

Какой цветочек распускается раньше всех трав? Название какого цветка вы подчеркнули?

- Что сейчас делали? Работали с карточками. (Подчеркивали название цветка).

- Почему раннецветущие растения цветут так рано? Об этом нам расскажет Наташа. Она побывала в библиотеке, и может нам ответить на этот вопрос.

• Рассказ учителя «Почему раннецветущие растения цветут так рано

Угадайте по описанию, о каком раннецветущем растении я вам сейчас хочу рассказать? Это растение расцветает самым первым. Название это растение получило за особенности своих листьев. Верхняя сторона их гладкая, холодная, как злая мачеха, а нижняя – пушистая и тёплая, как добрая мать. (Это растение - мать – и - мачеха).

Правильно. Растение это появляются быстрее всего на местах, хорошо прогреваемых солнцем. Мать – и мачеха и другие раннецветущие растения получают питание из своих утолщённых подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.

Помните! Нельзя рвать раннецветущие растения. Это приводит к постепенному вымиранию и гибели растений.

Молодец!

(корень мать - и мачехи)

А сейчас весна приглашает вас на физкультминутку.

• Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

• сложили назад.

• Беседа на тему «Животные весной»

• А сейчас Весна хочет познакомить вас со своими друзьями – животными. Вы уже знаете ребята, что на земле живут разнообразные животные. Кого хочет представить нам весна, вы узнаете, если отгадайте загадки.

1. Защищая улей, налетает пулей.

Жало – игла. Кто это? (Пчела).

2. Черен, а не ворон,

рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица? (Жук)

3. В поле я над белой кашкой

Вдруг заметила ромашку,

Я сорвать её хотела,

А ромашка улетела. (Бабочка).

- Пчела, жук, бабочка – к какой группе относятся эти животные?

(Пчела, жук, бабочка – это насекомые).

• Рассказ учителя. Показ фрагмента о жизни насекомых.

Насекомые – это самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они умеют ползать, летать, ходить, прыгать, бегать. Они с удовольствием поедают зелёные листья, стебли, молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

• апреле просыпаются муравьи в муравейниках, вылетают бабочки, шмели, пчёлы, осы, мухи и другие насекомые. Они любят полакомиться нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, мохнатыми лапками и опыляют растения. Без насекомых не могли бы существовать птицы, ящерицы, лягушки, летучие мыши т. к. они питаются насекомыми. Чтобы спасаться от них природа подарила насекомым защитную окраску. Среди насекомых есть немало таких, которые приносят вред человеку. Таких насекомых называют вредными. Они поедают листья, стебли культурных растений, прогрызают корни и древесину кустов и деревьев, уничтожают посевы. Но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья – птицы.

-Что сейчас делали? (отгадывали загадки о насекомых, слушали о них рассказ).

• Работа с карточками индивидуально.

А весна торопит нас и предлагает выполнить следующее задание.

Задание. Собрать картинку и назвать изображенный предмет).

1 ученик – грач.

2 ученик - скворец.

3 ученик - снегирь.

- Кто готов, поднимет руку. Проверяем. (появляются по мере ответов уч-ся).

1 ученик –птица - грач.

2 ученик – у нас птица – скворец.

3 ученик – у нас птица – снегирь.

- Грач, скворец, снегирь – к какой группе относятся эти животные?

- (Грач, скворец, снегирь – это птицы.).

- Назовите 3 лишнюю птицу. Грач, скворец – это перелетные птицы.

А снегирь – это зимующая птица.

Что сейчас делали? Работали с разрезными картинками. Составляли картинки с изображением птиц.

Молодцы! (если справились с заданием получают успешки – солнышки).

• Работа с карточками в парах.

У вас на партах лежат карточки. Рассмотрите их внимательно и скажите, кого спрятала весна?

1пара - белка, заяц.

2 пара – волк, лиса.

3 пара - медведь, ёж.

- Объясните, – к какой группе относятся эти животные?

- (Заяц, белка, лиса, волк, ёж, медведь – это дикие животные). Садимся на места.

• Работа с текстами.

- Почему зайца и белку объединили в одну пару. Мы узнаем, если послушаем рассказы об этих животных.

Чтение рассказа «Белка»

Целыми днями перепрыгивает белка с ветки на ветку, с верхушки одного дерева на другое. Белка живёт в дупле. Поздней весной или в начале лета она выводит потомство. У белки рождается от 3 до 6 бельчат. Белка питается орехами, грибами, а ещё любит ягоды, почки, жёлуди, лесные яблоки и груши. У яблок и груш белка поедает только семена, а мякоть бросает. Она не прочь утащить яйца, птенцов из птичьих гнёзд, а иногда нападает на взрослую птицу. Весной белка линяет. Она меняет свою тёплую серо - голубую шубку, на более лёгкую рыжую.

- Как белка передвигается? (прыгает с ветки на ветку).

- Где она живёт? (белка живёт в дупле).

- Почему у белки меняется цвет шубки? (У белки происходит линька). - Почему белку и зайца объединили в одну группу? (Весной у них появляется потомство, детёнышей они кормят молоком; линяют, у них меняется цвет шерсти)

Чтение рассказа «Заяц» учащимся.

В поле ещё снег не сошёл, а у зайчихи уже родились зайчата. Хоть и маленькие, но пушистые, зрячие. Они сразу, как появятся на свет, умеют бегать. Мать – зайчиха, покормив их один раз, убегает от своих зайчат и больше их не кормит. Наевшись материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат тихонько - не пищат, чтобы не заметили враги. Пока малыши сидят неподвижно, от них зайчатиной не пахнет, а густая трава укрывает их от хищников и охотников. Пройдёт несколько дней, и зайчата начнут есть травку, корни и почки деревьев и кустарников, клевер, молодые побеги других растений. Весной в апреле у зайцев мех пёстрый, ведь косой меняет зимнюю белую шубку на летнюю – серую.

- Когда у зайчихи появляется потомство? (Весной у зайчихи появляются зайчата).

- Почему в апреле у зайцев мех пёстрый? (У зайцев происходит линька, меняет зимнюю белую шубку на летнюю серую).

- Почему белку и зайца объединили в одну группу? (Весной у них появляется потомство, детёнышей они кормят молоком; линяют, у них меняется цвет шерсти)

• Рассказ учащегося.

Почему волка и лису объединили в одну пару, мы узнаем, если послушаем рассказ об этих животных.

- Весной волк и лиса бродят по лесу, высматривают добычу. В середине апреля у них появляется потомство. Они вскармливают своих детёнышей молоком. Лисы и волки весной теряют тёплый зимний мех, но цвет его не изменяется.

- Почему волка и лису объединили в одну группу? (Весной у них появляется потомство, они выкармливают своих детёнышей молоком, линяют, но не меняют цвет шерсти).

• Рассказ учителя о медведе и еже с элементами беседы.

- Почему ежа и медведя объединили в одну группу?

В конце марта медведи просыпаются от зимней спячки. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он так зол, что может напасть на человека. А вообще медведь всеядное животное.

- Что значит, всеядное животное? ( Питается всем: травой, всходами, корнями, грибами, любит ягоды, мёд, рыбу, насекомых, птиц).

- В конце февраля, у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Зимой в берлоге они греются возле матери и посасывают молоко. Весной медведица выводит своих детёнышей из берлоги. Учит находить себе корм.

- Ребята, как вы думаете, что едят медвежата? (Медвежата едят молодую травку, насекомых, луковицы растений, ягоды).

- Ребята, кто из вас видел ёжика? Какой он? Что делает он зимой? Зимой ёж спит в своём гнезде (в ямке он делает гнездо, утепляет его сухой травой, листьями). Просыпается весной в апреле, когда температура воздуха прогревается до 15 градусов тепла. За время зимней спячки ёж худеет. Весной ежи кормятся насекомыми: кузнечиками, сверчками, жуками, Поедают дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей. Весной у ежей появляется потомство. У ежихи рождается от 3 - 8 детёнышей. Кормит их молоком. Когда перестанут сосать молоко, ежиха приносит им в гнездо дождевых червей, опавшие плоды. Вскоре она начинает брать ежат на охоту.

- Ребята, подумайте, что общего в жизни медведя и ежа? (На зиму запасают жир, зимой спят, весной появляются детёныши, которых они кормят молоком)

На доску учитель добавляет карточки со словами:

- Вывод потомства

- Линька

- Изменение окраски шерсти

- Зимняя спячка

• Игра «Мамы и детки».

Узнайте животных и дополните предложения названием детёнышей.

У лисицы – лисята.

У волчицы – волчата.

У медведицы - медвежата.

У ежихи – ёжата.

У зайчихи – зайчата.

У белки – бельчата.

Молодцы! Что сейчас делали? Помогали животным найти своих детёнышей.

IV. Закрепление материала.

- Ребята, напомните, какую тему изучали сегодня на занятии?

(Тема занятия. «Растения и животные весной»).

- Сейчас поработаем с таблицами в парах. Вспомните, как животные встречают весну. Расставьте картинки.

Прилетают из тёплых краёв. Просыпаются после спячки. Меняют шерсть.

грач ёж заяц

скворец медведь белка

- Кто готов? Поднимите руку. Проверяем.

- Какие птицы прилетают из тёплых краёв? (Грач, скворец).

- Какие животные просыпаются после зимней спячке? (Ёж, медведь).

- Какие животные меняют шерсть? (Белка, заяц). За работу получают успешки.

- Что сейчас делали? Работали с карточками и повторяли, как животные встречают весну.

- Молодцы!

IV. Итог занятия. Обобщение.

- Вот и подошло к концу наше путешествие с Весной по волшебному лесу.

- Ребята, какую тему изучали на занятии? (Растения и животные весной.)

- Что мы хотели узнать на занятии? (Мы хотели узнать, что происходит с растениями с приходом весны; как меняется поведение насекомых, жизнь птиц и животных в весенний период.

- Какие изменения происходят в жизни растений? (набухают почки, появляется первая травка, распускаются листья на деревьях, цветут деревья, кустарники, цветы).

- Какие изменения происходят в жизни животных? (Появляются насекомые, прилетают перелётные птицы, просыпаются после зимней спячки животные, линяют, меняют цвет шерсти, появляется потомство).

- Ребята, а что вы для этого делали? (Отгадывали загадки, узнавали животных по тени, работали с разрезными картинками, с иллюстрациями времена года, с таблицами, с текстами, по карточкам, играли в игру «Мамы и детки»).

• Домашнее задание будете готовить в парах. О растениях и животных народ сочинил много загадок. Каждая группа получает карточку с загадкой. Отгадав загадку, вы узнаете, о каком животном или растении вы будете готовить рассказ к следующему уроку. Сходите в библиотеку и подберете интересный материал о жизни растения или животного весной.

На следующем уроке мы обязательно послушаем ваши рассказы о растениях и животных весной. И познакомимся с занятиями людей весной.

- А сейчас выложите у себя на партах ваши солнышки и сосчитайте их.

- Поднимите руку у кого 5 и более солнышек? Как вы сегодня работали? (Мы работали отлично).

- Поднимите руку, кто заработал 4 солнышка? Как вы сегодня работали? (Мы работали хорошо).

- Поднимите руку у кого 3 успешки? Какую оценку вы получаете за урок?. (У меня не всё получилось, но на следующем занятии я постараюсь и получу хорошую оценку).

Продолжите мои предложения:

- Теперь я знаю, что ….

- Я могу рассказать о жизни …

Молодцы! Весна и я мы благодарим вас за работу.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие лэпбук «Растения и животные родного края»Дидактическое пособие лэпбук «Растения и животные родного края» Дидактическое пособие по познавательному развитию- лепбук. (тематическая папка с развивающими материалами) Тема: «Растения и животные.

Фотоотчет о творческих работах детей «Дикие и домашние животные весной»Фотоотчет о творческих работах детей «Дикие и домашние животные весной» Результатом недели «Дикие и домашние животные весной» стали творческие работы детей подготовительной к школе группы: 1. Конструирование.

Календарное планирование по тематической неделе «Растения и животные весной» Цели: расширить знания детей о времени года- весне; поддержать проявление интереса к природе, к наблюдению, экспериментированию, изучению.

Календарное планирование тематической недели «Растения и животные весной» в старшей группеКалендарное планирование тематической недели «Растения и животные весной» в старшей группе Цели: Беседа по теме. Формировать и расширять у детей словарь по теме. Как животные и птицы встречают весну. Что происходит с деревьями.

Календарное планирование тематической недели в младшей группе «Растения и животные весной» Цели деятельности педагога: Формировать и расширять у детей словарь по теме. Как животные и птицы встречают весну. Что происходит с деревьями.

Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные весной» в старшей группе с ОВЗЛексико-грамматическое занятие «Дикие животные весной» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных (Весной – линька, конец спячки, забота о потомстве). 2. Закрепить.

Недельно-тематическое планирование в старшей группе по теме недели «Животные весной». Тема недели: «Животные весной» Цель: расширение представлений детей о жизнедеятельности животных в весенний период. Основные задачи недели:.

«Мои друзья — зеленые растения». Домашнее занятие в период самоизоляции по теме «Комнатные растения»«Мои друзья — зеленые растения». Домашнее занятие в период самоизоляции по теме «Комнатные растения» Период самоизоляции - время, которое нужно провести с пользой, получить новый опыт общения, обучения и воспитания всем участникам образовательного.

Рекомендации родителям по теме недели «Дикие и домашние животные весной»Рекомендации родителям по теме недели «Дикие и домашние животные весной» Рекомендуем родителям: - проговорить с ребенком о том, каких животных мы называем домашними и почему; - вспомнить повадки домашних животных,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Растения и животные весной»
Опубликовано: 19 марта 2024 в 09:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Растения и животные весной»» (включая файлы) размещена пользователем Агишева Рушания в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД