Гуляева Анаит Левоновна
Расширение арсенала средств для повышения двигательной активности детей на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Расширение арсенала средств повышения двигательной
активности малышей на прогулке.
Подготовила воспитатель КУЗ Специализированный дом ребенка
Гуляева А. Л.
Береги здоровье смолоду - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – это наша первоочередная задача.
Публикация «Расширение арсенала средств для повышения двигательной активности детей на прогулке» размещена в разделах
Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых досугов и развлечений, шумных праздников, интересных игр. Одни развивают сообразительность, другие смекалку, третьи воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для ребёнка - это не просто воспоминание каких-то действий и сюжетов, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.
Не секрет, что ослабленные дети чаще болеют, хуже развиваются, как физически, так и умственно, трудно усваивают знания. Они хуже адаптируются к окружающей среде, у них больше трудностей в общении со сверстниками, им труднее адаптироваться в коллективе.
Через двигательную активность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно
Двигательная активность – это органическая потребность. Мы не лишаем детей сна и еды, но о такой же потребности в движении порой забываем. Врач Пирогов проводил такой эксперимент: «поднимите руку под углом 90° и держите. На ия нкакой минуте вам станет неприятно? Ставить детей в угол = лишать их движения = приносить им боль».
. Что же мы можем использовать в нашей работе для расширения арсенала средств, которые помогут нам повысить двигательную активность у малышей. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности, сезона, природные факторы.
Физический досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности, такие как: «Сделай так», «Ровным кругом» и другие.
Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активности детей. Так, детям с высокой двигательной активностью предлагают игры-упражнения на равновесие - «Пройди, не упади», на внимание - «Помни свое имя», «Собери предметы парами», «Будь внимателен». Детям с низкой двигательной активностью предлагаются игры-упражнения типа: «Займи свой домик», «Поймай комара», «Догони меня».
После короткого отдыха (3-5 минут) детям можно предложить игры соревновательного характера: «Кто быстрее построит пирамиду» (собрать по форме, цвету, «Кто быстрее допрыгает с зажатыми между стопами мячом», «Найди пару», «Веревочка», «Перетягивание каната». В конце занятия с детьми проводятся игры низкой степени интенсивности.
Физкультурный досуг может состоять так же из прогулок на велосипедах или на самокатах (для тех кто уже освоил, разнообразных игр с мячом, можно вынести с собой на прогулку кегли и поиграть в импровизированный боулинг.
Бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, прыжки через короткую палку – всё это и многое другое повышает двигательную активность малышей на прогулке. Так же на территории нашего дома ребёнка расположены замечательные спортивные и игровые комплексы, качели, карусели, горки, лесенки. Имеется прекрасная спортивная площадка со специальным, мягким покрытием, за счёт чего игры на ней становятся не только увлекательными, но и безопасными для малышей. На групповых участках имеются : беседки, скамейки, горки, лестницы для лазания, беговые дорожки, барьеры для перешагивания, песочницы.
Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала: мячи разных размеров, спортивные игры.
В зимний период можно брать с собой на прогулку санки и дети по очереди могут катать друг друга. Можно взять лопаточки и попробовать сделать несложную постройку из снега. Это может быть черепаха, змейка, снеговик и многое другое. Все зависит только от творческой активности воспитателей.
Затем все постройки можно раскрасить разноцветными красками (заранее готовим разведённую водой гуашь). Дети с радостью будут наблюдать, как на белом снегу появляются яркие, разноцветные фигуры.
В доме ребёнка оборудован физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём, физкультурные зоны в групповых комнатах, уголки движения, дорожки здоровья.
У детей дома ребенка как правило морфофункциональная незрелость из-за плохой беременности матери, родов и интернатных условий жизни, которая может проявляться в рассогласовании движений и повышенной возбудимости. Читать нотации и дисциплинировать не имеет смысла, надо давать детям вволю подвигаться, а в нужный момент взять на руки, прижать к себе, посадить отдельно от других детей, чтобы такой ребенок не толкал соседей.
ВАЖНО: уделять постоянное внимание двигательной сфере, так как движущаяся мышца поглощает в 7 раз больше кислорода и в 3 раза больше питательных веществ. Даже здоровый ребенок качественно не созреет без гимнастики и массажа. Кроме питания мышц кислородом движения способствуют знакомству с окружающим миром и интеллектуально развивают малышей.
Аристотель говорил «Движение – это жизнь! Ничто так не истощает и не ослабляет организм, как длительное отсутствие движений». Для наших детей движение - это не масло, а хлеб. НЕОБХОДИМО: обеспечить ребенку возможность реализовать разные движения в течение дня –
1) место :это означает безопасное пространство подходящее для активных игр,бега, катания и прочее
2) одежда должна быть удобной,подобранной по размеру,не стягивать не сдавливатьи не сковывать движенийи тем более не висеть или болтаться. Не допустимо без надобности кутать детей. Не забывайте что выходя на прогулку дети непрестанно двигаются.
3) пособия: нужно продумать и заранее подготовить то во что мы можем поиграть сегодня; мяч, обручи,велосипеды, самокаты и др.
У ребенка запрограммирована суточная потребность в движении. Если его ограничивали в движении в первой половине дня (например, возили на диспансеризацию, или строгий воспитатель задисциплинировал, то вечером ребенок будет расторможен и неуправляем. Известно также, что малоподвижные дети тяжелее адаптируются, это также важно учитывать в нашей работе. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения ребёнка. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.