Анастасия Максимовна
Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной группе
▼ Скачать
Цель занятия: Ознакомление детей с настроением репродукции картины В. М Васнецова «Алёнушка», посредством анализа музыкальных произведений.
Задачи занятия:
Обучающие:
1) Формировать у детей умение понимать содержание картины, то, о чем рассказывал художник в своём произведении, замечать выразительные средства, использованные художником.
2) Формировать у детей эстетическое видение, умение подбирать по характеру музыку.
3) Формировать умение подбирать подходящие по смыслу картины слова.
Развивающие:
Публикация «Рассматривание репродукции картины В, М, Васнецова „Алёнушка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник, знакомство с картинами
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
1) Продолжать развитие умений детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи.
2) Продолжать развивать умение четко и последовательно отвечать на поставленные вопросы.
3) Продолжать развивать интонационную выразительность.
Воспитательные:
1) Продолжать воспитывать интерес к изобразительному искусству.
2) Вызвать эмоционально положительное отношение к содержанию произведения.
3) Продолжать воспитывать культуру речевого общения.
Словарная работа: Картинная галерея, лучина.
Планируемый результат занятия: Дети определят настроение репродукции картины, осознают содержание картины и правильно ответят на все вопросы.
Материалы и оборудование: презентация, принтер, бумага, музыка.
- Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, о ком сегодня будет наше занятие:
- «У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я … (художник).
Верно.
И сегодня мы посетим место, где находятся работы художников. Я приглашаю вас в это волшебное место живописи, называется оно картинная галерея. Это удивительное место, наполненное красотой. Там живут картины. Я предлагаю вам побывать там и узнать много нового и интересного.
- А, что давайте отправимся в картинную галерею прямо сейчас! 1, 2, 3, (играет волшебная музыка). Мы перенеслись с вами в картинную галерею!
Посмотрите, это портрет знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова.
Давайте хором скажем…
Обратите внимание на лицо художника.
Глаза смотрят на нас по - доброму, спокойно и вдумчиво.
Он жил очень давно. Родился и вырос в деревне. С детства он любил слушать сказки. Зажгут, бывало в избе лучину (это деревянная палочка, её поджигали и огонь освещал избу). Так вот горит лучина, потрескивает, огонёк колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят. Кажется, что вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то Леший, не то Баба- Яга. Маленький Витя представлял себе различные сказочные персонажи. И когда он подрос, пошёл учиться в школу, учась, он часто рисовал и у него это очень хорошо получалось. А потом он пошёл учиться в Академию, где учат художников. Васнецов учился очень хорошо, много работал. Он придумал себе дом, очень похожий на сказочный дворец-терем, устроил в нём мастерскую, где писал картины. Виктор Михайлович писал разные картины : пейзажи, портреты и картины на сказочные темы. Его картины находятся в Третьяковской галерее. Какие сказки вы знаете?
Как раз сегодня мы с вами познакомимся с одной его сказочной картиной. Мы читали эту сказку и сейчас я загадаю вам загадку, и вы сразу всё поймете!
- «Братишка ей не подчинился
И вот в козлёнка превратился,
Когда водицы из копытца
Он в знойный день решил напиться.
(Алёнушка)
Верно! Это Алёнушка. А вы помните из какой она сказки?
Сегодня мы с вами познакомимся с картиной «Алёнушка»,
Предлагаю детям рассмотреть картину.
- Вам понравилась картина? О чем она?
Кто написал эту картину?
Внимательно рассмотрите картину, какой изображена Алёнушка?
- Как одета девочка?
Обратите внимание на ноги девочки – сиротки, какие они?
- Где находится Аленушка?
-Ребята как вы думаете, какое настроение у Алёнушки? Как вы определили?
-Какие краски помогли художнику передать грусть Аленушки?
(в центре картины сидит неподвижно на камне Алёнушка, поджала замерзающие ноги, сжалась в комочек, вокруг пустынно, безлюдно.)
Неподвижно смотрит Алёнушка в тёмные воды омута. Поникла её голова, свешиваются спутанные волосы, печально сложены на коленях руки. Сама поза, одежда девушки, взгляд – всё говорит о бедности и сиротской доле. Природа словно сочувствует Алёнушке и тоскует вместе с ней. Взгляните, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ёлочки, тянут свои листья.
-Ребята, какие чувства у вас вызывает картина?
Давайте представим, что мы оказались здесь.
Мы вышли из густого леса.
-Что увидели?
Мы еще не видим ее лицо, но нам ясно, что ей одной здесь грустно и одиноко. Какие слова вы ей скажете? О чем спросите?
Кто сможет вспомнить и пересказать сюжет сказки, чтобы понять, почему девушка грустит?
Игра “Осинка” Друга за руку возьмём и к осинке подойдём.
Ты осинка тонкая, подскажи, подскажи, что ребятам делать? Покажи, покажи!
Осинка даё т задания:
1. Показать, как Алёнушка присела на старый камень.
2. Как она печалилась.
Молодцы ребята!
Давайте с вами вернемся к картине.
И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери слово».
- Я буду называть 2-3 слова, а вы выберите из них одно, наиболее подходящее к этой картине и объясните свой выбор.
Какая это картина?
Светлая – тёмная
Звучная – звонкая – тихая
Просторная – тесная
Тревожная – беспокойная – спокойная
Радостная – унылая – грустная
Лёгкая – тяжёлая
Тёплая – холодная.
- Вы молодцы, вы были внимательны и поняли, что хотел рассказать художник своей картиной.
Вот художник с помощью красок и кисти смог передать грусть, а ведь не только художники могут передавать грустное настроение, но и композиторы тоже с помощью музыки передают настроение, и я вам предлагаю на минутку стать музыкантами и подобрать к этой картине музыку, которая сможет передать настроение картины «Алёнушка».
-Сядьте прямо и внимательно слушайте.
Звучит музыка (П. И. Чайковский «Болезнь куклы», «Спящая красавица»)
Какая это музыка?
А эта?
Итак, вы прослушали, так какая музыка подходит к этой картине?
- Почему вы так решили? Какой характер у этой музыки?
Молодцы!
-Ребята, вам понравилась картина? Мне тоже очень понравилась картина «Алёнушка».
Как она называется? Кто написал картину «Алёнушка»? Где хранятся картины Васнецова?
-Какие вы молодцы, вы очень хорошо слушали, спасибо за внимание.