Александр Владимирович Гришин
Раскрытие опыта педагогического коллектива по физическому развитию детей среднего Поволжья
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из актуальных направлений в физическом воспитании детей дошкольного возраста является формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к здоровью, здоровому образу
жизни. ФГОС дошкольного образования в качестве принципа дошкольного образования определяет принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. Мы рассматриваем данное положение как руководство к использованию в решении задач образовательной области «Физическое развитие» уникального опыта здоровья сбережения, накопленного народами России. Наши исследования показывают, что в ходе усвоения народных традиций физического воспитания у ребенка формируется
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
не только ценностное отношение к здоровью, занятиям физической культурой, но и толерантное отношение к культуре своего народа и народов ближайшего национального окружения.
Наш детский сад с самого открытия (2014 г.) ведет работу по приобщению детей к культурным традициям народов Среднего Поволжья. За небольшой период в учреждении сложилась своя система
включения детей в этнокультурную среду, чему способствовали созданные психолого-педагогические условия : самобытная этническая предметно-пространственная среда; совместная деятельность взрослых и детей этнокультурной направленности; активное участие родителей в данном образовательном процессе. Особое внимание изначально уделялось обучению дошкольников чувашскому языку, освоению истории и культуры родного народа как основы формирования интереса и уважительного отношения к культурным достижениям русского, татарского, мордовского и других народов.
Для организации образовательного процесса по физическому развитию детей на национальных культурных традициях нами был разработан и реализуется проект «Физическое воспитание детей 5-7 лет на традициях народов Среднего Поволжья». Цель данного проекта – создание системы работы по формированию у детей интереса и ценностного отношения к народным традициям физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения, обеспечение становления активной здоровьесберегающей позиции.
На первом этапе нами был разработан паспорт проекта, определялись цель и основные задачи модернизации образовательного процесса, концепция и план реализации проекта, разрабатывались
образовательные мероприятия с детьми, составлялся план взаимодействия с родителями воспитанников.
На втором этапе осуществлялась реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: создание этно физкультурной предметно-развивающей среды, осуществление
совместной фольклорной физкультурно-образовательной деятельности взрослых и детей, организация сотрудничества с родителями.
Прежде всего, мы для себя определили, что необходимо создать среду, которая явилась бы стимулом для активизации у детей познавательного интереса к народным традициям. Педагогами разрабатывались мультимедийные презентации, с помощью которых можно осуществлять виртуальные путешествия по краеведческим музеям Чувашской Республики, Республики Татарстан, Республики Мордовия, Ульяновской области с целью исследования традиций сохранения здоровья предков. Для ознакомления детей с национальными видами спорта, состязаниями, летними и зимними развлечениями на свежем воздухе были созданы альбомы «Традиционные виды спорта народов Среднего Поволжья»,
«Национальные подвижные игры на свежем воздухе». Физкультурные уголки пополнились разнообразными пособиями, такими как вязаные мячи различных размеров, луки и стрелы, атрибуты к народным играм. Так, к чувашским подвижным играм были изготовлены маски наиболее часто встречаемых фольклорных персонажей, например, лисы, колобка, солнца, луны и др., а также материал для игр, направленных на развитие мелкой моторики (камешки, желуди, лесные орехи, шишки) и многое другое.
В течение года с детьми проводились фольклорные занятия по развитию двигательной и познавательно-исследовательской деятельности. Акцент, прежде всего, был сделан на обогащение двигательной деятельности детей народными подвижными играми и состязаниями. Наши дети играли в подвижные игры своего народа и народов ближайшего национального окружения на утренней гимнастике, прогулках, физкультурных досугах и спортивных праздниках. Игры отбирались в соответствии с возрастными особенностями, уровнем сформированности двигательных умений, воспитанников, с учетом зоны ближайшего развития. При проведении подвижных игр мы активно использовали считалки, скороговорки из запаса народной педагогики.
Ежемесячно нами проводились занятия по здоровому образу жизни «Знахарские посиделки», на которых мы знакомили детей с народными способами профилактики заболеваний, а именно с системой закаливания, питания, гигиенической культурой и т. д.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные праздники. В них заключена информация, дающая представление о мировоззрении, моральных ценностях наших предков, их быте, труде и отдыхе. В рамках проекта нами проводились календарные праздники народов Среднего Поволжья, содержащие ярко выраженную спортивно-обрядовую часть, такие как «Акатуй», «Масленица», «Сабантуй» и другие. При подготовке к праздникам мы вместе с детьми сравнивали традиции, подвижные игры и соревнования, проводимые чувашским русским, татарским и мордовским народами, и приходили к выводу о их общности, сходстве в части отношения к здоровью, активному образу жизни.
Эффективность работы по физическому воспитанию дошкольников, на основе народных традиций, возможна только при активной позиции родителей в данном вопросе, их заинтересованности и умении осуществлять целенаправленное педагогическое влияние на сознание и поведение ребенка.
Для этого была организована работа, которая включала в себя проведение семинаров-практикумов по теме проекта, совместных физкультурных досугов. Так, сообща с родителями был проведён «Фестиваль национальных игр», где они проводили с детьми подвижные игры. Дети с большим удовольствием вместе с родителями играли в чувашские игры «Луна и солнце», «Кого вам?», а затем в мордовские
(«Котел», «Раю-раю», татарские («Спутанные кони», «Тимер бай») подвижные игры.
Третий заключительный этап нашего проекта включал в себя анализ и оценку результатов образовательной деятельности по физическому воспитанию детей на традициях народов Среднего Поволжья. Рассмотрение итогов реализации проекта позволил нам сделать вывод о том, что системный и комплексный подход в организации физического воспитания детей 5-7 лет на основе народных традиций дал положительные результаты. Количество часто болеющих детей стало в среднем на 34 % меньше, что свидетельствует об укреплении здоровья воспитанников, физическая подготовленность детей повысилась в среднем на 38%. Дети стали проявлять живой интерес к традициям физического воспитания своего народа и народов Среднего Поволжья, желание играть в национальные игры, участвовать в народных состязаниях.