Лариса Миргородская
Раскрытие интеллектуально-творческого потенциала одарённых дошкольников совместными усилиями педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Раскрытие интеллектуально-творческого потенциала одарённых дошкольников совместными усилиями педагогов и родителей
Раннее детство и дошкольный возраст-лучшее время для развития проявлений одарённости у человека. Ребёнок, обладающий талантом, нуждается в поддержке взрослых. Поэтому, работая с дошкольниками, мы пытаемся создать условия для выявления и развития одарённых детей. Работаем над созданием развивающей среды в группе, пытаемся создать её такой, чтобы она вдохновляла и наталкивала на самостоятельную деятельность детей, отражала полную свободу для проявления детского творчества, исследования, инициативы и желания заниматься любимым делом. И чем раньше мы заметим проявление интереса ребёнка к знаниям и разовьём его талант, тем больше будет у него потенциала для реализации личности. Главную роль в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала одарённого ребёнка играет, конечно же, семья. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети участвовали в различных творческих и познавательных конкурсах разного уровня. В течение нескольких последних лет мы работаем над выявлением одарённости детей дошкольного возраста, в основном, со средней группы. В младшей группе детского сада знакомимся c детьми, присматриваемся к ним, отмечаем, кто из детей в какой области проявляет себя, опережая в своём развитии других детей. У кого-то лучше развита логика мышления, у кого-то присутствует способность к прогнозированию, у кого-то лёгкость ассоциирования или высокая концентрация внимания. В этом возрасте все дети любознательны и активны, но среди них выделяются индивидуальные личности, которые могут заинтересовать детей, нас, педагогов, а мы, в свою очередь, родителей. Поэтому, наблюдая за детьми, стараемся разглядеть в своих воспитанниках зачатки одарённости. Реализация гения не может быть без поддержки взрослых. Сотрудничество педагогов и родителей является важнейшим результатом для развития одарённых детей.
Публикация «Раскрытие интеллектуально-творческого потенциала одарённых дошкольников совместными усилиями педагогов и родителей» размещена в разделах
Мы определили задачи:
1. Выявление умственных, интеллектуальных и художественных способностей детей с ярко выраженными индивидуальными проявлениями одарённости.
2. Формирование компетентной позиции родителей по отношению к собственным детям, вовлечение их в образовательный процесс.
3. Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей.
4. Осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье.
Увидеть понимание и поддержку родителей в определении одарённых детей нам помогли родительские собрания : «Маленькие исследователи», «Воспитываем гениев». Консультации для родителей : «Экспериментируйте дома», «Поисково-исследовательская деятельность в семье». Различные акции: «Цветные льдинки», «Исследуем мир природы», анкеты, которые были предложены родителям. Мониторинг анкет показал: общение с ребёнком начинается с раннего возраста. Детей с родителями объединяют общие познавательные интересы. Главная особенность этих образовательных семей-чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребёнку. Результативность работы с родителями одарённых детей видна в нашей педагогической деятельности.
На протяжении нескольких лет наши воспитанники участвуют в муниципальном конкурсе «Я – исследователь». Машу с раннего детства интересовал вопрос : «Почему я кудрявая?». Вместе с мамой и папой она составила родословное древо своей семьи и выявила причину своих кудрявых волос. С этой темой дошкольница выступила на конкурсе «Я - исследователь». Мартину всегда интересовали водоплавающие птицы. Родители заметили, что она много времени уделяет их изучению, наблюдает, как они живут, плавают. Вместе с папой она нашла ответ на вопрос: «Почему говорят: «Как с гуся вода?», сделав макет гуся из настоящих гусиных перьев, а в детском саду вместе с детьми и воспитателями проведя ряд опытов по данной теме. Поэтому, заметив её интерес к данному виду птиц, родителям было предложено подготовить девочку к участию в муниципальном, а также в региональном конкурсе «Я - исследователь». Артур любит собирать вместе с мамой листья в парке, рассматривать их в микроскоп и постоянно находить что-то новое и интересное для других ребят. Он с интересом рассказывает и доказывает детям, почему листья падают с деревьев, почему они ранней осенью шуршат под ногами, а поздней - гниют. Мальчика интересует всё, что окружает его, и в этом большая заслуга родителей.
Раскрытие интеллектуально-творческого потенциала одарённого ребёнка в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей развивает у воспитанников силу его дарования, как уникальной личности. Основной задачей в раскрытии одарённости ребёнка является привлечение педагогами родителей в воспитательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
Каждый ребёнок талантлив по-своему, поэтому главной задачей нашего воспитания и обучения является искреннее желание вместе с родителями помочь этому ребёнку найти своё место в жизни, чтобы он был здоровым, успешным и счастливым в дальнейшем, а это является залогом процветания России.
Список литературы:
1. Белова, Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать [Текст]
/ Е. С. Белова. – М., 1998. - 251с.
2. Бушменская Г. В. и. Слуцкий В. М. Одаренные дети. — М., 1991.
3. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье - Молодой ученый. - 2011. - №10. - Т. 2, 181-184с.