Алла Коновалова
Рассказывание в детской аудитории
▼ Скачать + Заказать документы
Но вот рассказ составлен, записан и тщательно выверен. Готов ли теперь воспитатель к рассказыванию в детской аудитории? Уверенность в этом педагог обретает в процессе репетиции — предварительном рассказывании. На репетиции отрабатывается образно-эмоциональная выразительность рассказа с учетом предполагаемой реакции слушателей.
Перед рассказыванием важно привлечь внимание детей. Достигнуть этого можно разными приемами:
• обращением к их личному опыту (вспомнить случай, аналогичный тому, о чем собирается рассказать воспитатель,
• к знаниям детей (короткая беседа на тему, которая будет раскрыта в рассказе воспитателя,
Публикация «Рассказывание в детской аудитории» размещена в разделах
• показом иллюстраций или яркой обложки книги,
• сообщением темы рассказа.
В процессе рассказывания воспитатель время от времени переводит взгляд с одного ребенка на другого, что создает ощущение непосредственного общения с каждым. Но главным средством овладения вниманием детей и поддержания его до конца повествования является мастерство рассказчика: выбор интересной темы, создание ярких образов и сюжета, стройность и завершенность повествования, яркий, образный язык, интонационно правильная подача материала (интонация непосредственной заинтересованности рассказчика изображаемым).
В работе с детьми воспитатель использует разные виды творческого рассказывания:
• рассказ из жизни (по восприятию и по памяти,
• пояснение к художественному произведению,
• к репродукции картины (к серии иллюстраций,
• рассказы из биографий замечательных людей,
• пересказ художественного произведения,
• рассказ в сокращении,
• рассказ с изменением лица рассказчика,
• рассказ на основе научно-популярной статьи с введением в повествование сюжета,
• импровизированный рассказ и др.
Рассказ из жизни
(по восприятию, по памяти). Рассказы по восприятию, по памяти проще других, так как строятся на основе впечатлений рассказчика. Воспоминания о событиях, переживаниях всегда согреты чувствами, которые в свою очередь активизируют работу мысли, помогают найти нужные, наиболее точные слова для выражения мыслей и чувств. Из личных впечатлений воспитатель отбирает только те, которые могут быть близки, понятны, интересны детям данного возраста, полезны в воспитательном отношении.
Пояснение к художественному произведению, репродукции кар-тины, серии иллюстраций.
Пояснение к художественному произве-дению дают перед чтением, во вступительном слове. Цель его — подготовить внимание слушателей, пробудить интерес к книге, ввести ребенка в мир, изображенный писателем.
Содержание вступительного слова — это упоминание имени писателя и перечисление нескольких знакомых детям произведений. Воспитатель рассказывает о некоторых особенностях творчества писателя (любимые темы, излюбленный жанр, о его выдающихся личностных качествах (герой Великой Отечественной войны или исследователь и т. п., подводит детей к теме произведения, которое они услышат.
Пояснение к серии сюжетных иллюстраций создается по тем же законам, что и обычный сюжетный рассказ. К каждой иллюстрации дается достаточно полное и логически завершенное повествование. В подборе иллюстраций для рассказа и их рассмотрении должна соблюдаться логическая последовательность. При этом в рассказывании можно следовать индуктивным путем: от рассмотрения частных фактов и явлений — к обобщению, установлению общих черт. По этому принципу построен, например, стихотворный рассказ В. В. Маяковского «Кем быть?». Каждой профессии посвящен эпизод, в конце стихотворения поэт обобщает сказанное ранее: «. все работы хороши, выбирай на вкус!»
Иллюстрации можно рассматривать и в обратном порядке, следовать дедуктивным путем.
Для того чтобы пояснение к серии иллюстраций и во втором варианте было завершенным, последние фразы воспитателя должны быть тоже обобщающими. Их можно подкрепить пословицей или словами стихотворения: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Рассказ из жизни замечательных людей.
Не превышая возможностей детей, воспитатель должен уметь просто и увлекательно рассказать им о героях Родины, чтобы ребятам захотелось им подражать, учиться у них жить для людей, для общества.
Пересказ художественного произведе ния.
Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ, не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. В народной сказке, например, будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и стилистические обороты.
Подготовка пересказа включает идейно-художественный анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению (идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык).
После этого воспитатель составляет композиционно-сюжетный план пересказа. Затем перечитывает текст произведения несколько раз, после чего пытается произнести его вслух, руководствуясь ранее составленным планом. При этом следит за стилем изложения, вносит, если необходимо, поправки.
Рассказчику надо помнить, что народная сказка создавалась устно, что она — импровизация. Поэтому темп ее пересказа должен быть неторопливым.
В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями. Нередко почти вся сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры («Пых», «У страха глаза велики», «Ванюшка и царевна», «Колобок», «Лиса и козел», «Заюшкина избушка» и др.).
В волшебной сказке романтическая приподнятость событий, таинственность требуют и соответствующих интонаций («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Снегурочка»). Требуют внимания рассказчика структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки — собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети могут принять присказку за начало сказки, им трудно будет вникнуть в суть событий, о которых начал повествовать рассказчик-воспитатель.
В песенках-повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора к повтору меняется соотношение сил, изменяется настроение, состояние персонажей.
Концовка сказки — свидетельство завершения повествования. Интонация концовки — непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.
Рассказ в сокращении
– это разновидность пересказа. Знакомя детей с жизнью посредством художественных произведений, воспитатель акцентирует внимание ребят на эпизодах познавательного или воспитательного характера. В зависимости от поставленной цели воспитатель может передать не все произведение, а отдельные его части, сцены, картины.
При сокращении авторского текста важно сохранить целостность и завершенность повествования в адаптированном рассказе.
В процессе рассказывания недопустимы затянувшиеся паузы. Поэтому воспитателю накануне: надо несколько раз прочитать вслух или про себя адаптированный текст.
Рассказ с изменением лица рассказчика.
Этот вид рассказывания воспитатель использует в тех случаях, когда детям сообщаются научно-популярные сведения, когда нужно, не меняя сути явления, просто и увлекательно рассказать о нем.
В этих случаях рассказ от 1-го лица (мемуары, интервью, репортажи, если он насыщен специальными терминами, заменяют повествованием в 3-м лице. Это позволяет вносить в повествование пояснения, сообщать подробности, вводить диалоги.
Иногда интересный рассказ о чем-либо в 3-м лице целесообразно передать от 1-го лица (от имени героя рассказа). «Психологической особенностью рассказов, написанных с точки зрения персонажа, является то, что читатель как бы превращается в этот персонаж, думает и видит все так же, как думает и видит этот персонаж».
Рассказ на основе содержания научно-популярной статьи с введением в нее сюжета.
Дошкольники мыслят образно. Учитывая образный характер мышления ребенка дошкольного возраста, воспитатель облекает научный материал в живую, образную повествовательную форму, вводит сюжет в деловой очерк, научно-познавательную статью.
Ввести в научно-познавательную статью сюжет — значит ввести действующее лицо, персонаж, глазами которого воспринимается объект, события, или ввести несколько действующих лиц, одно из которых повествует, а другие слушают, задают вопросы, иногда спорят. По такому принципу созданы книги «Разговор с сыном» С. Михалкова и «Быль-небылица» С. Маршака.
Приступая к составлению рассказа на основе содержания научно-популярной статьи, очерка, надо прежде всего уточнить объем сведений, доступных детям (см. «Программу воспитания в детском саду»). После этого приступить к чтению рекомендуемой литературы. При чтении текстов надо выписывать названия, имена, цифры, факты, которые предстоит сообщить в рассказе. Написанный по плану рассказ зачитывается детям. Читающий должен стремиться достигнуть образности, интонационной выразительности повествования. После первого прочтения внести поправки (уточнения, дополнения) в свой рассказ и постараться запомнить его. Убедившись в интересе к рассказу небольшой группы детей, можно рассказать его детям всей группы.
Импровизированный рассказ.
Импровизация (латин. непредвиденно, внезапно) — это создание художественного произведения (стихи, музыка и т. п.) без предварительной подготовки, в момент исполнения.
Этот вид рассказа самый трудный, он требует очень быстрой реакции на событие и высокой культуры речи, так как мысли оформляются в стройный рассказ тут же, в момент их возникновения.
В рассказе «Скучная история» А. П. Чехов устами своего героя говорит о сложности импровизированной речи: «Каждую минуту я должен. выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна. чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива».
Импровизированный рассказ, как правило, эмоционален, он и возникает обычно в связи с каким-либо событием.
Эмоциональность и образность импровизированного рассказа волнует, захватывает детей, будоражит сознание, побуждает их к активному действию.
На первых порах воспитатель в определенной ситуации восстанавливает в памяти известный ему текст художественного произведения и, опираясь на него, создает свой рассказ, аналогичный по содержанию, сюжету. С приобретением навыка составлять рассказ воспитатель овладевает и умением импровизировать.