шкребень марина
Ранняя профориентация и социализация личности дошкольника посредством ознакомления с профессиями в условиях внедрения Фгосдо
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД №1
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Публикация «Ранняя профориентация и социализация личности дошкольника посредством ознакомления с профессиями в условиях внедрения Фгосдо» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и во ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Формирование социальной компетенции дошкольников, знакомство с многообразием мира профессий в обществе не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует их ранней «предпрофессиональной ориентации».
СЛАЙД № 2
Ранняя профориентация призвана :
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;
с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
СЛАЙД № 3
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются :
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
СЛАЙД № 4
В образовательном процессе в ходе организации работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, я использую классификацию методов принятую в дошкольной педагогике : практические, словесные, наглядные.
Каждый из вышеназванных методов реализуется через систему приемов – традиционных и новых, разработанных в нашем учреждении.
СЛАЙД № 5
Традиционные приемы
ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
• Словесные: беседы, чтение художественной литературы.
• Наглядные: наблюдения, экскурсия, рассматривание иллюстраций, просмотр видео, презентаций.
• Практические : игры-превращения, дидактические игры, настольно-печатные игры, трудовые поручения.
СЛАЙД № 6
Новые приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых :
Кластер.
Синквейн.
Развивающая стена.
Встречи с родителями разных профессий.
ИКТ. Использование интерактивных методов в воспитании, обучении и развитии дошкольников, является мощным средством стимуляции познавательного интереса, творческой активности, интеллектуального развития детей. Я расскажу о интерактивных методах, которые используются мною в работе с воспитанниками.
СЛАЙД № 7 ЧИТАТЬ СЛАЙД.
СЛАЙД № 8
Кластер («гроздь») - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению изучаемого материала. ПРИМЕР.
Участвуя в работе кластера дети приобретают опыт коммуникативного взаимодействия с людьми различных возрастных категорий и профессий : от родителей воспитанников, до педагогов.
СЛАЙД № 9
Следующий не менее интересный метод синквейн. Метод синквейна носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно-образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями.
СЛАЙД № 10 ЧИТАТЬ СЛАЙД.
СЛАЙД № 11 ЧИТАТЬ СЛАЙД.
СЛАЙД № 12 ЧИТАТЬ СЛАЙД.
СЛАЙД № 13
Метод «Развивающей стены» позволяет создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка. На слайде представлен «Паровозик профессий» который используется как для образовательной деятельности, так и для творческой. Развивающая стена позволяет познавать, творить, стремиться к достижению определенной цели. Все задания дети выполняют в ходе самостоятельной деятельности, и в удобное для них время. Этот метод многофункционален.
СЛАЙД № 14
Для работы с паровозиком используется следующая схема: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Технологичность данного опыта заключается в том, что разработки могут быть использованы другими педагогами для работы с дошкольниками по ознакомлению с миром профессий. Отдельные элементы опыта используются педагогами нашей дошкольной организации.
СЛАЙД № 15
В частности встречи с родителями разных профессий вошли в практику в старших и подготовительных группах детского сада. Главные методические принципы организации встреч с родителями разных профессий :
1. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.
2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.
3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.
СЛАЙД № 16.
Метод ИКТ. Включает в себя просмотр слайд – шоу, фильмов о профессии родителей воспитанников. Мультимедийные презентации позволили представить развивающий материал о профессиях человека как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование мультимедийных презентаций позволило сделать мероприятия по ознакомлению с профессиями эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывали у детей живой интерес, являлись прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствовало хорошей результативности. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Правильно организованная и систематичная образовательная деятельность позволяет не только дать детям представление об особенностях труда людей разных профессий, но и также развивает познавательный интерес к труду взрослых, желание наблюдать, воспитывает уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда других людей. Дети проявляют интерес к профессиям, гордятся своими родителями.