Инна Шелбогашева
Профориентация дошкольника посредством сюжетной игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Профориентация дошкольника через сюжетную игру»
В современном мире в результате развития разных жизненных сфер, по-литического, экономического, социального и культурного формирования общества возникают новые профессии и преобразуются уже существующие. В системе высшего и общего образования создаются новые учреждения – лицеи, гимназии, разнопрофильные школы, задачей которых является профессиональная ориентация подрастающего поколения. Но где должно происходить первоначальное знакомство и формирование представлений о профессиях? Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями.
Публикация «Профориентация дошкольника посредством сюжетной игры» размещена в разделах
Федеральным государственным образовательным стандартом ДОО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной дея-тельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к раз-ным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошко-льника.
Игра - отражение жизни. Подавляющее большинство игр посвящено изо-бражению труда людей разных профессий. Поэтому в детских играх часто мы видим отражение труда взрослых. Следовательно, через игру и на этапе подготовки игры расширяются, закрепляются, и углубляются знания детей, а на основе их появляется интерес к разным профессиям. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, вовлечь детей в трудовой процесс. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности.
В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира.
Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию. Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Важным еще является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых. Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный харак-тер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудо-вой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной рабо-ты).
Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в об-щем деле.
Именно в сюжетно- ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п., основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ре-бенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй. Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги ис-пользуют:
1. Проведение экскурсий
2. Организация встреч с людьми разных профессии.
3. Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.
4. Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного мате-риала о труде взрослых.
5. Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям с картин, о профессиях родителей.
6. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с на-блюдениями за трудом взрослых.
7. Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о профессиях.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова).
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, прак-тических задач по любому направлению содержания образования.
2. Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова).
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интерес-ные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и от-ношений;
- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых от-ношений.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко).
4. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового про-цесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих спо-собностей детей;
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учё том следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участво-вать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экс-курсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, иг-ры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года). Задачи работы: -формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрос-лых, простейших трудовых операциях и материалах; -учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; -обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; -развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Задачи работы: -формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение по-требностей человека и общества; -формировать представление о сложных трудо-вых операциях и механизмах; -формировать первичные представления о мотивах труда людей; -формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; -учить сравнивать профессии; -учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат; -знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Задачи работы с детьми 5-6 лет: -расширять и систематизировать представления о труде взрослых, матери-альных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; - расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; -формировать первоначальные представления о труде как экономической катего-рии; - формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; -систематизировать знания о труде людей в разное время года; -знакомить с трудом людей творческих профессий : художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет: - расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества ; - расширять и систематизировать представления о современных профессиях; - расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; - расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах - помощниках человека; -формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов: - ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - называет профессии разных сфер экономики; - различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); - объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека; - имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; - моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; - эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; - демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Среди имеющихся на сегодняшний день парциальных программ задачам ранней профориентации посвящены авторская программа А. Д. Шатовой «До-школьник и экономика» и игровая развивающая программа «Мир профессий» В. П. Кондрашова. Занятия проводятся в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины, игры и т. п. Заявлены следующие способы реализации программных задач: -ознакомление детей с денежными единицами разных стран; -проведение сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион»; -организация настольных игр экономической тематики («Денежный поток», «Монополия», «Лунапарк»); -организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»); - проведение экскурсий в магазины и банки; - решение арифметических задач; - разгадывание кроссвордов экономического содержания; - чтение сказок экономического содержания (например, И. В. Липсиц «Удивительные приключения в стране «Экономика», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», И. М. Котюсова, Р. С. Лукьянова «Экономика в сказках и играх»).
Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошколь-ников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.