Алина Сергеевна Гапонова
Ранний возраст. Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста
▼ Скачать +Заказ
Краткая характеристика раннего возраста развития
Ранний возраст – это возраст от 1 года до 3 лет
Ранний возраст охватывает жизнь ребенка от одного года до трёх лет и знаменуется важнейшим событием в жизни маленького человечка — он встает на ноги и начинает ходить. Это чрезвычайно важно для него, поскольку позволяет активно осваивать пространство. Овладение ходьбой дает ребенку некую самостоятельность, отдаляя его от взрослого. К концу второго года движения малыша из хаотичных превращаются в более осознанные. Улучшение координации позволяет осваивать действия, которые до этой поры были трудны для выполнения. Ребенок становится более ритмичным. Он уже может достать понравившуюся ему вещь, залезая на стул или диван. Он может умыться и уже пользуется горшком или унитазом.
Публикация «Ранний возраст, Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста» размещена в разделах
Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность. Поэтому очень важно научить ребенка по-разному обращаться с разными предметами. Это помогает ему приспособиться к свойствам разных предметов, список которых расширяется с каждым днем. Развитие предметного действия происходит в совместной деятельности со взрослыми, с последующим отделением от них и переходом к самостоятельному действию. Вначале малыш осваивает предметы только с мамой или папой, входе совместной деятельности. Взрослый контролирует эти действия, и ребенок один ничего не может сделать. В ходе развития предметной деятельности к нему переходят частичные функции. Взрослый начинает действие, а ребенок его заканчивает. И только потом взрослый говорит, как сделать, и малыш делает. Конечно, поначалу ребенок не понимает функциональности предметов. К примеру, он надевает ботиночки. Но может надеть задом наперед. Он наблюдал, как это делала мама, но еще не владеет способом действий с этим предметом. Впоследствии, овладевая способами переноса предметной деятельности, ребенок учится сравнивать свои действия с действиями взрослых. Роль мамы, папы, родственников в глазах крохи возрастает, поскольку взрослые умеют делать то, что еще трудно или недоступно ему.
Разнообразная предметная деятельность влияет на развитие мышления ребенка раннего возраста. Оно носит наглядно-действенный характер, поскольку малыш вначале манипулирует предметами и только после этого устанавливает между ними связи.
Он учится правильно оперировать разными предметами, перемещать их, если это необходимо, использовать одни предметы для овладения новыми для него предметами. От практического освоения свойств предметов ребенок переходит к умственному освоению, создавая условия для развития речевого мышления. Появление слова является особенностью этого возраста.
Речь малыша носит переходный характер. Она понятна только близким людям, и то не всегда. Речь ребенка, как правило, яркая, экспрессивная, эмоционально окрашенная. Он уже говорит активно и знает много слов, но для окружающих они не совсем понятны. Словарь увеличивается, и это очень заметно — ребенок постоянно что-то говорит. Иногда сам с собой, но чаще всего со взрослыми. Он уже использует предложения из двух слов. Это большой скачок в его развитии.
Формирование речи в этот период — главное событие в жизни маленького человечка. Характеризуя речь ребенка в раннем возрасте, можно выделить обобщенные ее характеристики:
* ребенок начинает понимать, что каждый предмет имеет свое название;
* пассивная речь ребенка пока опережает активную;
* вначале речь ребенка в основном однословная;
* ребенок вначале учится правильно слушать речь, а уже потом говорить;
* развитие речи продолжает развитие предметной деятельности.
Воображение ребенка еще недостаточно развито. Это подтверждает его тяга к предметам быта, используемым малышом для игры. Он еще не проявляет большого интереса к игрушкам, хотя элементы игровой деятельности уже появляются. Вся деятельность взрослых направлена на расширение мира для крохи, на подготовку его перехода на другой возрастной этап.
В предметной речи происходит развитие восприятия. Естественно, что это начальная ступень его развития, которая выражается в том, что ребенок фиксирует какое-то одно качество предмета и по этому качеству узнает предмет. Восприятие тесно связано с практическими действиями. При знакомстве с новым предметом ребенок выделяет его характерные особенности. Если ваза с острым ободком, то он воспринимает этот ободок преувеличенно острым. И на рисунке ободок может быть больше вазы. Под влиянием восприятия происходит развитие остальных психических процессов. Память носит непроизвольный характер и еще не действует как отдельный процесс.