Ирина Фартушина
Ранний детский аутизм. Развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний детский аутизм. Развитие мелкой моторики
Один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, - развитие мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым, психическим и личностным развитием ребенка. Мелкая моторика рук играет огромную роль не только в подготовке руки к письму, но и в многостороннем развитии организма ребенка в целом. Общеизвестно, что степень сформированности моторики рук зависит как от физиологической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее, либо задерживают. Сложности с контролем мелкой моторики возникают такие из-за ослабленных мышц кора (мышцы, окружающие брюшную полость, таз и спину).
Публикация «Ранний детский аутизм, Развитие мелкой моторики» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения.
Чтобы улучшить мелкую моторику стоит проводить систематические занятия по ее улучшению, увеличивая силу рук.
Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление. Целесообразно использовать следующие методы и приемы:
Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует
ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.
Последовательность в проведении игр и упражнений – «от
простого к сложному». Сначала упражнения выполняются ведущей рукой, при успешном выполнении обеими руками одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
Все игры и упражнения должны проводиться по желанию
ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от возраста, значим результат. Поэтому любое достижение должно быть утилитарным и оцененным.
Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям:
1. Массаж и самомассаж.
2. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения.
3. Игры с предметами и материалами.
4. Изодеятельность.
5. Развитие графических навыков.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы, основанные на принципе дидактики «от простого к сложному». Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Вот несколько занятий для этого:
-смятие бумаги
-сжимание губки
-разбрызгивание воды из пульверизатора
-вырезание ножницами
-хлопание воздушно-пузырчатой пленки
-игра с игрушкой «Мистер Картофельная голова»
-игра с игрушкой «Жвачка для рук»
Старайтесь использовать занятия по улучшению мелкой моторики в повседневной жизни и играх.
Вот еще несколько советов:
Нанизывайте и шнуруйте: используйте тесемки и бусины разных размеров.
Используйте щипцы или пинцеты: ими нужно захватывать разные предметы (например, укладывать шарики в лабиринт).
Играйте в игры по развитию манипуляторных навыков (такие как «Подними палочки», игра «Connect four» или «Четыре в ряд»).
Конструируйте: выполняйте действия, требующие толкания и вытягивания пальцами (например, «Lego», «K’nex» и подобные конструкторы).
Храните детали конструкторов в банках с закручивающимися крышками, которые необходимо откручивать/закручивать.
Создавайте поделки, используя старые коробки, упаковки от яиц, шерсть, бумагу, липкую или малярную ленту.
Работайте с пластилином, формируя шарики из пластилина ладонями или мелкие шарики при помощи только кончиков пальцев.
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь могут помочь добиться положительных результатов.