Анна Засыпкина
Раннее приобщение к занятиям спортом старших дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни [2].
Поэтому педагогический коллектив нашего детского сада уделяет особое внимание физкультурно-спортивному направлению. В это направление мы включили повышение двигательной активности, формирование психофизических качеств, развитие активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. Система работы ведется по разработанной творческой группой программе «Здоровье», которая направлена на повышение двигательной активности дошкольников. В программу включены различные комплексы утренней, пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики, самомассажа, физминуток, а также закаливающие и профилактические мероприятия. Педагоги детского сада систематически проводят занятия по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной., способствующие формированию ценностного отношения к своему здоровью у дошкольников. Они активно используют технологию В. Базарного, которая заключается в психофизическом раскрепощении и оздоровлении в структурах учебного процесса. Особенно любимы в детском саду дни здоровья, праздники, развлечения с участием родителей. Активно включаются родители в совместную проектную деятельность.
Публикация «Раннее приобщение к занятиям спортом старших дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах
В нашем городе успешно развиваются такие виды спорта как футбол и борьба дзюдо. Поэтому совместно с родителями мы решили начать раннее приобщение к спорту старших дошкольников. В 2008 году по договору с Отделом по физической культуре и спорту администрации городского округа Чапаевск была открыта секция «Дзюдо». Занятия проводятся два раза в неделю с тренером по программе «Дзюдо» под редакцией И. Д. Свищева, В. Э. Жердева, Л. Ф. Кабанова, В. Л. Кабанова, Н. Г. Михайлова, С. И. Крищук.
В группы начальной подготовки зачисляются старшие дошкольники, желающие заниматься дзюдо и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки приоритетными являются воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики дзюдо, ставятся задачи привлечения максимально возможного числа детей к систематическим занятиям дзюдо.
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе разносторонних занятий;
- выявление задатков и способностей детей;
- привитие стойкого интереса к занятиям дзюдо;
- воспитание черт спортивного характера.
Тренер-преподаватель перед началом занятий проводит тщательный осмотр места проведения занятий, убеждается в исправности спортивного инвентаря, надежности установки и закрепления оборудования; знакомит занимающихся с правилами техники безопасности при занятиях дзюдо; знает уровень физических возможностей занимающихся (по данным медицинского осмотра) и следить за их состоянием в процессе занятий; обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения исходя из психофизической целесообразности; выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию, формированию профессиональных интересов и склонностей [1].
По договору с Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школой № 2 с 2009 года функционирует спортивная секция «Футбол».
Задача обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребенка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий.
Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении – это ее эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает интерес к физической культуре. В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения [2].
Занятия также проводятся два раза в неделю по методическому пособию Желобкович Е. Ф. «Футбол в детском саду». В теплое время года занятия проводятся на спортивной площадке территории детского сада, а в холодное – в спортивном зале.
Тренер обучает дошкольников элементарным правилам игры:
- перед началом игры проводить жеребьевку для выбора сторон или начального удара.
Мяч ставиться на землю в центре поля;
- игроки команды стремятся забить как можно больше голов в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры;
- футбол – игра двух команд, и в каждой команде – до 5-7 игроков, один из которых капитан;
- соблюдение правил игры и продолжительность матча контролирует судья;
- мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот, а также во время игры были соблюдены все правила;
- в футболе все действия с мячом игроки выполняют ногами;
- правом брать мяч в руки обладает вратарь и игрок, выполняющий вбрасывание;
- футбол – игра коллективная, и игроки относятся друг к другу с уважением, несмотря на дух соперничества и желание победить [2].
В конце учебного года проводятся Первенство по дзюдо среди дошкольников и Первенство по футболу, где воспитанники показывают полученные навыки и умения. Каждый раз соревнования превращаются в настоящий праздник спорта с поднятием флагов и звучанием гимна. У юных спортсменов впервые появляется дух соперничества и чувство гордости за победу, когда на груди блестит медаль, а в руках памятные подарки с символикой вида спорта. А мы надеемся, что воспитали настоящего спортсмена!
ЛИТЕРАТУРА
1. Дзюдо. Учебная программа / И. Д. Свищев, В. Э. Жердев Л. Ф. Кабанов, В. Л. Кабанов, Н. Г. Михайлов, С. И. Крищук. – М. : Советский спорт, 2003. – 112 с.
2. Желобкович Е. Ф. Футбол в детском саду. Конспекты занятий. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 88 с.