Аджиева Светлана Леонидовна
Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Левокумского муниципального района
Районный фестиваль педагогических идей
«Школа успешного учителя»
Номинация «Педагогические идеи и технологии»
Тема работы «Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов»
Публикация «Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Автор: (Ф. И. О. полностью)
__Аджиева Светлана Леонидовна ___
должность__учитель начальных классов
преподаваемый предмет___
телефон___
Адрес электронной почты
___
с. Левокумское__
2021 г.
(2слайд) Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Об этой необходимости в современных условиях заявлено в Федеральных государственных образовательных стандартах.
В новых стандартах одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, использованы здоровьесберегающие технологии и будут выполняться требования к условиям реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями.
В последние годы появилось понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Данные технологии направлены на укрепление, сохранение, а также формирование здоровья обучающихся.
(3,4,5 слайд) Поступая в школу, 85% детей имеют те или иные нарушения соматического и психического характера, растет количество детей, имеющих психоневрологические заболевания. По данным медицинской статистики,
«уже в конце дошкольного возраста в 17 - 21% у детей регистрируются хронические заболевания». Патологические отклонения в работе опорно- двигательного аппарата имеют 30 - 32% детей, носоглотки - 21 - 25%,
нервной системы - 27 - 30%, органов пищеварения - 27 - 30%, аллергические проявления регистрируют в 25% детей. С каждым годом наблюдается ухудшение состояния здоровья детей : болезненность, отклонения в работе внутренних органов, 90% выпускников - больные, или имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья»
(6 слайд) Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики : “Не навреди!”. Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий :
стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми
учить их ощущать радость от каждого прожитого дня
показывать им, что жизнь - это прекрасно
вызывать у них позитивную самооценку
(7,8 слайд) Родоначальником понятия здоровьесберегающих технологий стал Н. К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога». На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
- Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
- Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
- Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
- Обеспечивают достаточный двигательный режим.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Основные принципы здоровьесбережения сформулированы Н. К. Смирновым
1.«Не навреди».
2. Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
4. Соответствие содержания обучения возрасту.
5. Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
6. Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
7. Активность – активное включение в образовательный процесс снижает риск возникновения переутомления.
8. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
9. Субъект-субъектные взаимоотношения – обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Согласно профессиональному стандарту современный педагог должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации
(9,10 слайд) Благодаря общему усилию учителей, учеников и родителей по здоровьесбережения, благодаря систематической, последовательной и творческой работе по организации физкультминуток, динамических пауз и другим технологиям обеспечивается достаточный уровень функциональной деятельности всех органов и систем организма детей на уроке, их общее бодрое состояние. Учителя начальных классов используют в учебно- воспитательном процессе здоровьесберегающие формы работы : утренняя гимнастика;физкультминутки, подвижные игры, упражнения; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; звуковая гимнастика; игры и игровая терапия; гимнастика для глаз; цветотерапия; релаксационные паузы ( звуки музыки в сочетании со звуками природы: пение птиц, шум воды); упражнения для снятия напряжения, улучшения осанки; тематические воспитательные часы, праздники, встречи с медицинскими работниками; оформление стендов, стенгазет; уроки в природе.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
(11 слайд) Самый лучший способ начать учебный день с утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика начинается с ходьбы. Комплекс утренней гимнастики включает упражнения для различных групп мышц. Сначала - для мышц плечевого пояса и рук - потягивание, разведение рук в стороны, вращение перед грудью.
(12,13,14 слайд) Игры с пальцами были созданы для детей дошкольного возраста, но ими весьма уместно пользоваться в начальной школе, они помогут учителю не только развивать речь и интеллектуальные способности ребенка, а также снимут психическую нагрузку, пригодятся для создания рабочего ритма в течение дня. Подготовить руку к письму;
Развить внимание, терпение;
Стимулировать фантазию;
Активизировать работу мозга;
(15 слайд) Зрительная гимнастика. Задачи:
— способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
— предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.
Условия проведения : Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
(16 слайд) Точечный массаж – один из древнейших естественных целительных методов, суть которого заключается в воздействие на биологически активные точки, расположенные на коже человека. Пальцевый точечный массаж биологически активных зон кожи способствует усилению выработки защитных белков против вируса; помогает расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения
(18 слайд) Дыхательная гимнастика. Уроки гимнастики полезно начинать с дыхательной гимнастики, которая хорошо очищает дыхательные органы, улучшает их работу, развивает воображение. Также упражнения для развития дыхания тренируют различные виды выдохов. Вот некоторые упражнения для развития дыхания.
1) «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги и, представьте, что это свеча, дуйте на нее. Струя выдохе должен быть без резких колебаний - бумага контролирует равенство выдохе.
2) «Надувание шариков». Имитирование надувания шарика.
(19,20 слайд) Подвижные паузы необходимо проводить на всех уроках, особенно это важно для первоклассников, у которых еще недавно основным видом деятельности была игра. Они помогают при снятии усталости, напряжения; ослабить утомление на уроке; проводить профилактику нарушения осанки; поддержание работоспособности, активного внимания На уроках математики лучше использовать физкультурные паузы с называнием чисел. Играя, ребенок лучше осмысливает, воспринимает, запоминает учебный материал. К примеру :
Раз, два-дерева (встали, Три, четыре-вышли звери,
Пять, шесть - падает лист (нагнулись,
Семь, восемь - птицы в лесу (взмах руками в стороны,
Девять, десять — это клубнички (подняли руки и головы вверх) Подняли красные щеки.
Оздоровительные минутки во время уроков должны комбинировать в себе физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук, шеи, ног. Физические упражнения лучше проводить под музыкальное сопровождение.
(21,22 слайд) Музыкальное сопровождение урок, релаксационные паузы.
В музыке находится огромный здоровье укрепляющий потенциал. Музыка снимает стрессы, стимулирует работу мозга, повышает усвоение, способствует эстетическому воспитанию. Звук - это энергия. Правильно подобранные мелодии способны активизировать резервы человека.
Исследование среди 1-4 классов указывают на то, что любые действия, примеры, рассказы под музыкальное сопровождение остаются в памяти намного дольше. Нейтральная музыка, звуки живой природы, звуки музыки в сочетании со звуками природы: пение птиц, шум воды). Современное оформление классической музыки может снимать стрессы, тонизировать работоспособность, расслаблять (музыка Моцарта; эстрадная обработка «Лунной сонаты», долго поддерживать уровень работоспособности и самоконтроля.
Упражнение «Водопад»
Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза.
- Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада.
Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий
белый свет.
Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот
прекрасный белый свет струится по вашим головам…
Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать
мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу.
Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без
всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам
ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом
вы наполняетесь свежими силами (пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас
чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
(23 слайд) Цветотерапия.
Как же влияют цвета на организм человека? Красный - придает уверенности, заряжает энергией. Но длительное «общение» с этим цветом может вызвать агрессию. Цвет обращает внимание на главное, подчеркивает главное. Желтый - добавляет оптимизма, жизненных сил, бодрит, повышает социальную активность, вызывает радость, лечит нервное истощение. Зеленый - успокаивает, уравновешивает, помогает отдохнуть глазам, снять нервное перенапряжение. Синий - помогает сконцентрироваться, логично решить проблемы. Хорош для усталых глаз.
Особенно полезен для людей умственного труда. Голубой - успокаивает, умиротворяет, снимает усталость глаз и мышц. Фиолетовый - цвет сознательной энергии, усиливает интуицию, помогает постичь суть вещей, стимулирует интеллект. Розовый - успокаивает, улучшает настроение, придает мечтательности. Белый- нейтральный цвет, цвет очищения и приумножения. Черный - цвет одиночества, иногда безразличия.
Так, если надо снять зрительную усталость, можно использовать карты зеленого и голубого цвета. Достаточно ученикам 2 минуты посмотреть на эти насыщенные цвета - и исчезает напряжение глаз. Еще можно предложить ученикам в течение 1-2 минут рассмотреть картину, иллюстрацию, пейзаж. А если в классе есть проектор с экраном, то минутку психологического и зрительного разгрузки можно совместить с минуткой развития речи. Можно предложить учащимся сделать описание картины, используя изобразительные средства.
Рекомендации для учителей:
- карточки для опроса лучше делать белого цвета, так как именно он помогает логически мыслить;
- самое главное на таблицах и памятниках следует выделять красным цветом, но много красного может вызвать неприятие, агрессию;
- для проведения минуток психологической разгрузки используйте спокойные цвета: зеленый, голубой, синий;
- чтобы снять зрительное напряжение, используйте голубой и зеленый цвета;
- настроиться на философские размышления поможет фиолетовый
цвет;
- увеличить темп урока и производительность помогут желтый и
оранжевый цвета;
- лучше запомнить материал и делать выводы поможет синий цвет;
- формулировать однозначные четкие выводы поможет черный цвет;
- хорошее самочувствие во время урока будет тогда, когда присутствуют основные цвета;
- творческая фантазия увеличивается, если на уроке используется много цветов и их оттенков.
(24 слайд) Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов :
Проветривание помещений,наличие живого уголка, озеленение кабинета, освещение кабинета.
(25 слайд) Подводя итоги, можно отметить, что здоровьесберегающие технологии учат детей жить без конфликтов. Обучают укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Эти технологии прививают им принципы здорового образа жизни, усиливают мотивацию к обучению. Учителя в тесной взаимосвязи с учениками, родителями, медицинскими работниками, практическими психологами, социальными педагогами и социальными работниками, всеми теми, кто заинтересован в сохранении и укреплении здоровья детей, способны создать здоровьесберегающую образовательную среду.
(26 слайд) Использованная литература.