Косолова Людмила
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновый художник» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 91»
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей дошкольного возраста
на развитие мелкой моторики
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Срок реализации: 36 часов
Автор-составитель:
Косолова Л. В.
г. Новокузнецк, 2019
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Пластилиновый художник“ для дошкольников» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновый художник»
по содержанию - художественно - эстетическая;
по функциональному предназначению - художественно – прикладная;
по форме организации - кружковая;
по времени реализации – 36-часовя.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Пластилиновый художник» направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом очень важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. Основой цивилизованного социума всегда является культура, цель которой – воспитание духовно богатой и социально адаптированной личности. Этот процесс немыслим без осознания красоты окружающего мира в ходе практической творческой деятельности.
Изотворчество, обладающее специфическими, художественно - образными средствами воздействия на личность имеет огромный воспитательный, образовательный и развивающий потенциал.
Художественное творчество располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, мелкой моторики, креативного мышления и творческой активности. А именно: познакомить детей с новой техникой – пластилинография - и научить создавать картины, не рисуя их.
Данная программа - это цикл занятий, направленный на то, чтобы дети познакомились и овладели техникой «Пластилинография».
Практическая значимость обусловлена развитием образного и конструктивного мышления, мелкой моторики рук, наблюдательности и воображения, творческих способностей, художественного вкуса и эсте-тических чувств. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Нетрадиционные техники - это настоящее поле для творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Новизной и отличительной особенностью программы «Пластилиновый художник» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используется новая, ещё малораспространённая техника. «Нетрадиционное рисование» пластилином доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Педагогическая целесообразность программы «Пластилиновый художник» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).
Цель: создание условий для художественно-эстетического развития детей и раскрытия творческого потенциала через овладение техникой пластилинография.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с новой техникой изобразительного искусства;
- учить приемам выполнения техники пластилинографии;
- обогащать словарный запас;
2. Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, трудолюбие;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
3. Развивающие:
- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- развивать мелкую моторику.
Сроки реализации: Программа рассчитана на 36 занятий.
Обучение детей технике пластилинография :
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребё нком:
- освоить приемы надавливания и вдавливания;
- освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца;
- освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;
- научиться работать на ограниченном пространстве.
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребё нком:
- научиться не выходить за контур рисунка;
- научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;
- использовать несколько цветов пластилина;
- для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);
- научиться пользоваться специальной стекой-печаткой;
- научиться доводить дело до конца и аккуратно выполнять свои работы;
- научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;
- научиться действовать по образцу воспитателя;
- научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребё нком:
- самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы;
- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Программа предназначена для детей 4-5 лет, где содержание образования определяется психолого-возрастными особенностями обучающихся.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению. Дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве. Им свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений.
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Тематика занятий отражена в трех направлениях:
• изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
• изучение основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)
• создание сказочного мира, сказочных образов.
Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи :
• выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см)
• одной темы многократно и поэтапно;
• нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет
Занятия по программе сочетают в себе теоретические и практические занятия. Все занятия носят творческий характер.
Структура занятий
1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).
2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3. Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.
Форма организации занятий
По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (10-12 человек, индивидуальная.
По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - мастерская, изостудия.
По дидактической цели - комбинированные формы занятий.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май, длительностью для детей средней группы – 20 минут.
Ведущими формами организации обучения являются: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка, практическая работа, занятия-творчество с элементами эксперимента, самостоятельная работа
Основные методы, используемые на занятиях: словесный (рассказ, объяснение, беседа); наглядный (образцы работ педагога, иллюстрации); практический (индивидуальные, самостоятельные, коллективные работы, репродуктивный (повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой, игровой.
Планируемые результаты:
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Занятия с использованием нетрадиционной техники по этой программе :
• Развивают уверенность в своих силах.
• Способствуют снятию детских страхов.
• Учат детей свободно выражать свой замысел.
• Побуждают детей к творческим поискам и решениям.
• Учат детей работать с разнообразными материалами – бумагой, картоном, пластилином.
• Развивают мелкую моторику рук.
• Развивают творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
• Воспитывают уверенность в своих творческих возможностях.
Требования к развивающей предметно - пространственной среде:
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П. Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
Таким образом, для работы необходимы: хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф. Набор рабочих инструментов: доска для лепки, стеки.
Материал: картон, цветные карандаши, пластилин, материалы для декорирования (бисер, тесьма и т. д.) природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.)
Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.
Требования к педагогу
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
Способы проверки результатов освоения программы "Пластилиновый художник" проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Подведение итогов реализации программы «Пластилиновый художник» проходит в форме выставки-презентации детских работ «Чему я научился».
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование раздела Теория Практика Всего часов
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Пластилин и его свойства - 1 1
3 Знакомство с техникой «Пластилинография» 2 30 32
4 Итоговое занятие - 2 2
3 33
Итого
36 часов
Диагностический инструментарий по проведению оценки качества знаний воспитанников
Показатели Содержание
диагностического задания
Критерии оценки
Проявляет интерес к творчеству Наблюдать за ребенком во время занятий. Провести анализ работ. В (5 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (3 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (0 балл)– не справился с заданием
Создает знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости
Создает целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся
навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. Практическое задание:
«Червячок в яблочке»
Ребенку предлагается создать картину используя способы придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ и соединения отдельных частей. В (5 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (3 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (0 балл)– не справился с заданием
Умеет создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и
архитектуры, характерные детали Практическое задание:
«Теремок»
Ребенку предлагается создать сказочное здание с башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами используя технику пластилинографию В (5 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (3 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (0 балл)– не справился с заданием
Умеет отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике Практическое задание:
«Матрёшечки - подружки»
Ребенку предлагается создать матрешку, используя способы пластилинографии. В (5 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (3 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (0 балл)– не справился с заданием
Умеет оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи Практическое задание:
«Чайник»
Ребенку предлагается разукрасить чайник элементами хохломской росписи в нетрадиционной форме В (5 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (3 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (0 балл)– не справился с заданием
Умеет комбинировать в работе разные по структуре материал, «вливания одного цвета в другой» Практическое задание:
«Червячок в яблочке»
Ребенку предлагается создать картину используя в работе разные по структуре материалы, «вливания одного материала в другой». В (5 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (3 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (0 балл)– не справился с заданием
Список литературы
1. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
2. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004
3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002
4. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С. Издательство " Российское педагогическое агентство",1997
5. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс,1999