Мария Николаевна Фадеева
Работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по освоению парциальной программы «От Фрёбеля до робота»
▼ Скачать
Современные тенденции развития информационно-коммуникационных технологий, компьютеризации и роботостроения, а также дефицит кадров в области инженерии обостряют необходимость развития у детей дошкольного возраста интереса к техническому творчеству. В связи с этим наше дошкольное учреждение стало инновационной площадкой по освоению парциальной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров»
Публикация «Работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по освоению парциальной программы „От Фрёбеля до робота“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
В силу того, что большинству дошкольников, имеющих речевые нарушения, не только полезно, но и очень интересно играть с различными видами конструкторов, было принято решение реализовывать парциальную программу в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Прежде чем говорить об организации деятельности по парциальной программе необходимо разобраться, что собой представляют термины «конструирование» и «конструкторская деятельность».
Итак, термин «конструирование» происходит от лат. «construere», что означает «построение». Конструирование в дошкольном возрасте понимается достаточно широко – и как строительство с помощью различных конструкторов, и как изготовление поделок из различных материалов [2,c.49].
Термин «конструктивная деятельность» также трактуется по-разному. Отечественные исследователи конечным итогов данного процесса видят некий продукт, заранее определенный и тщательно продуманный. Зарубежные ученые трактуют термин более широко – и как способность выполнять целесообразные действия по инструкции, и как новшества, которые вносятся ребенком в процесс «постройки» [3, с. 51].
Еще А. С. Макаренко в своих трудах отражал ценность процесса конструирования. Антон Семенович утверждал, что игры ребенка материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру [2, c. 53].
В дошкольной педагогике выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом конструировании используют строительные материалы, из деталей различных видов конструкторов, из специальных блоков и т. д. В художественном конструировании используют бумагу, природный и бросовый материалы. Оба типа конструирования одинаково важны для развития ребенка. При техническом конструировании дети могут отражать в процессе деятельности, как реальные объекты, так и фантастические (из сказок, мультипликационных фильмов, собственной фантазии и пр.). В художественном конструировании дети чаще всего отображают свое отношение к создаваемым образом, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой; нежели отображают их структуру. [3, с. 52].
Работу по парциальной программе мы начали с расширения предметно-пространственной развивающей среды и пополнения ее разными видами конструкторов. Прежде чем проводить занятия с детьми по конструированию согласно календарно-тематическому планированию, в течение недели дети получают информацию на определенную тему, пополняют свои знания и словарный запас. Конструирование у дошкольников организуется в первую половину дня в конце тематической недели, чтобы воспитанники могли вспомнить, применить и закрепить полученные знания на практике.
Проведение тематических занятий варьируется от простого к сложному. Экспериментирование и моделирование постоянно стимулируют детей к деятельности, что является отличительной особенностью занятий по парциальной программе «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров».
Организация каждого занятия проходит поэтапно.
На первом этапе мы используем сюрпризные моменты и/или проблемные игровые ситуации, которые позволяют ввести детей в тему занятия и сразу же включиться в работу.
На втором этапе вводим новые понятия, которые закрепляем в течение всего дня.
На третьем этапе обсуждаем правила безопасности на занятиях и алгоритм создания той или иной модели, схематично заносим их в инженерную книгу. На этом этапе дети также выбирают форму работы (индивидуально, парами, подгруппами) и вид конструктора или же материалы, с которыми будут работать. Далее составляют эскиз конструкции, которую будут создавать. Необходимо добавить, что на этом этапе все фиксируется каждым ребенком в инженерной книге, порядок фиксации может вирироваться в зависимости хода занятия.
На четвертом этапе происходит практическая деятельность детей по созданию той или иной конструкции. По завершению конструирования воспитанники оценивают качество своей работы и сравнивают результат с задуманным эскизом конструкции. Педагог делает фото готового изделия, затем это фото вклеивается в инженерную книгу каждого ребенка.
На пятом этапе детям предоставляется возможность поиграть с готовыми конструкциями. После занятия все готовые изделия переставляются в специальное отведенное место в группе на выставку и составляют общий продукт. Доступ к выставке имеет каждый ребенок и в течение дня в свободное время может подойти и организовать там игру. [1]
В ходе реализации каждого этапа занятия развивается не только коммуникативная деятельность (умение договариваться, распределять обязанности, помогать и поддерживать друг друга, познавательно-исследовательская деятельность, но и мелкая моторика и словарный запас. А так как все действия еще и четко проговариваются, что очень важно для детей с нарушениями речи, происходит стимуляция правильного, четкого произношения и частого повторения каждого из действий.
Таким образом, правильно организованная работа в течение учебного года позволяет решать следующие задачи в развитии детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениям речи: стимуляция правильного звукопроизношения, расширение словарного запаса и развитие активного словаря, развитие долговременной памяти, самостоятельный и коллективный опыт получения знаний в ходе образовательной деятельности, умение ставить цель как индивидуально, так и подгруппами, распределять обязанности и договариваться между собой, развивать мыслительные процессы, творческое мышление, воображение, формировать основы технической грамотности, развивать конструктивные умения, повышать мотивацию к образовательной деятельности.
Список использованной литературы
1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018.
2. Кулагина И. Ю. Педагогическая психология /И. Ю. Кулагина. – М. : Академический Проект, Трикста, 2011. – 320 с.
3. Полушина, Н. В. Использование инновационных технологий в работе с бумагой // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.)./Н. В. Полушина. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 51-53.