Цепкова Яна Алексеевна
Работа социального педагога в учреждениях социального обслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный педагог не должен делить детей на «плохих» и «хороших», у каждого ребенка имеются и «хорошие» и «плохие» стороны. У детей, находящихся в приютах, часто нарушено равновесие между «хорошо» и «плохо» и преобладает плохое. Но у каждого ребёнка есть и хорошие стороны и качества. Задача специалиста социозащитного учреждения увеличить количество хороших и уменьшить количество плохих сторон за время нахождения ребенка в приюте, в этом и есть цель адаптационной и реабилитационной работы. С этой целью каждый воспитанник, попадающий в учреждение имеет индивидуальную комплексную программу реабилитации, в которой все специалисты- воспитатель, психолог, специалист по социальной работе, врач выделяют для себя те направления работы, которые могут помочь ребенку измениться в лучшую сторону. Координирует действия специалистов социальный педагог, назначаемый индивидуально каждому воспитаннику распоряжением директора. Комплексная программа реабилитации составляется на основании диагностики (первичной, промежуточной, итоговой) которую проводят специалисты учреждения.
Публикация «Работа социального педагога в учреждениях социального обслуживания» размещена в разделах
Специалистам, работающим с детьми в приютах, а особенно воспитателям и социальным педагогам необходимо использовать методику для обучения навыкам (например, ежедневный распорядок дня) и для поддержки детей (согласование с индивидуальной реабилитационной программой воспитанника и с особенностями его развития).
Методика работы учреждения определяется следующими составляющими:
1. ежедневным распорядком дня - расписанием работы группы, приюта, реабилитационного центра
2. правилами поведения - чёткими договорённостями о том, что позволено или не позволено воспитанникам в разных ситуациях.
3. разделением на этапы – распределением времени нахождения ребёнка в приюте, детском доме на различные фазы;
4. приёмами работы специалистов, работающих с детьми, т. е. каким образом они руководят детьми, обучают новым навыкам и реагируют на случаи нежелательного поведения.
5. согласованием с обязанностями развития ребенка или подростка с теми обязанностями, с которыми он сталкивается, проходя различные возрастные и адаптационно-реабилитационные этапы.
6. обращением со случаями экстремального проблемного поведения, т. е. приемами работы в случаях кризисных ситуаций и аномалий поведения.
Поведение ребёнка, прибывшего в приют, отличается от его же поведения несколько месяцев спустя, что требует разделения на этапы времени пребывания ребёнка в учреждении. В конце, когда ребёнок уже знает, что скоро покинет приют, он тоже будет вести себя совсем по–другому. В разное время к ребё нку будут предъявляться различные требования: у ребёнка будут другие обязанности, поэтому им надо будет по-другому руководить и по-другому поддерживать его.
Разделение времени нахождения ребёнка на этапы даё т ряд преимуществ:
• пребывание ребёнка в приюте становится для него самого, сотрудников приюта и заинтересованных третьих лиц более обозримым;
• разделение на этапы даёт возможность уделить внимание именно тем навыкам, которые необходимо развить в начале, середине и в конце оказания помощи, помогает специалистам, работающим с ребёнком, обращаться с ним не так, как в конце;
• ребёнок видит, что происходит развитие, рост от начала процесса к его середине и к концу.
Время пребывания в приюте можно разделить на следующие этапы:
приём и регистрация;
первый этап – начало (шесть недель);
второй этап – середина; работа (от шести недель до десяти месяцев);
третий этап – конец: прощание (шесть – двенадцать недель);
Процесс социальной адаптации и реабилитации может быть обеспечен только совместными целенаправленными действиями специалистов самых разных специальностей, составляющих коллектив учреждения. Действия специалистов государственного учреждения обусловлены во многом тем, что на время нахождения ребенка в приюте, реабилитационном центре опеку несовершеннолетнего осуществляет государственное учреждение в лице его руководителя. Потому значительная часть работы по реабилитации ребенка регламентируется законодательными и нормативно-правовыми актами, утвержденными инструкциями. Государственное учреждение подотчетно государству, потому в каждом государственном социозащитном учреждении для несовершеннолетних у каждого специалиста существует два вида ответственности: ответственность перед государством и ответственность перед ребенком.
Руководитель учреждения, ответственен перед ребенком за то, чтобы первый же день, когда ребенок переступил порог приюта, стал для него по возможности менее стрессовым и начал отсчет новой жизни этого ребенка, делающего первые шаги на трудном пока для него пути социализации, пути повышения его социальной компетенции.
В работе с ребенком на каждом этапе каждый специалист, в том числе и социальный педагог, вступает во взаимоотношение «специалист-государство» и «специалист-ребенок».