Цепкова Яна Алексеевна
Работа социального педагога в учреждениях социального обслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный педагог не должен делить детей на «плохих» и «хороших», у каждого ребенка имеются и «хорошие» и «плохие» стороны. У детей, находящихся в приютах, часто нарушено равновесие между «хорошо» и «плохо» и преобладает плохое. Но у каждого ребёнка есть и хорошие стороны и качества. Задача специалиста социозащитного учреждения увеличить количество хороших и уменьшить количество плохих сторон за время нахождения ребенка в приюте, в этом и есть цель адаптационной и реабилитационной работы. С этой целью каждый воспитанник, попадающий в учреждение имеет индивидуальную комплексную программу реабилитации, в которой все специалисты- воспитатель, психолог, специалист по социальной работе, врач выделяют для себя те направления работы, которые могут помочь ребенку измениться в лучшую сторону. Координирует действия специалистов социальный педагог, назначаемый индивидуально каждому воспитаннику распоряжением директора. Комплексная программа реабилитации составляется на основании диагностики (первичной, промежуточной, итоговой) которую проводят специалисты учреждения.
Темочки:
Специалистам, работающим с детьми в приютах, а особенно воспитателям и социальным педагогам необходимо использовать методику для обучения навыкам (например, ежедневный распорядок дня) и для поддержки детей (согласование с индивидуальной реабилитационной программой воспитанника и с особенностями его развития).
Методика работы учреждения определяется следующими составляющими:
1. ежедневным распорядком дня - расписанием работы группы, приюта, реабилитационного центра
2. правилами поведения - чёткими договорённостями о том, что позволено или не позволено воспитанникам в разных ситуациях.
3. разделением на этапы – распределением времени нахождения ребёнка в приюте, детском доме на различные фазы;
4. приёмами работы специалистов, работающих с детьми, т. е. каким образом они руководят детьми, обучают новым навыкам и реагируют на случаи нежелательного поведения.
5. согласованием с обязанностями развития ребенка или подростка с теми обязанностями, с которыми он сталкивается, проходя различные возрастные и адаптационно-реабилитационные этапы.
6. обращением со случаями экстремального проблемного поведения, т. е. приемами работы в случаях кризисных ситуаций и аномалий поведения.
Поведение ребёнка, прибывшего в приют, отличается от его же поведения несколько месяцев спустя, что требует разделения на этапы времени пребывания ребёнка в учреждении. В конце, когда ребёнок уже знает, что скоро покинет приют, он тоже будет вести себя совсем по–другому. В разное время к ребё нку будут предъявляться различные требования: у ребёнка будут другие обязанности, поэтому им надо будет по-другому руководить и по-другому поддерживать его.
Разделение времени нахождения ребёнка на этапы даё т ряд преимуществ:
• пребывание ребёнка в приюте становится для него самого, сотрудников приюта и заинтересованных третьих лиц более обозримым;
• разделение на этапы даёт возможность уделить внимание именно тем навыкам, которые необходимо развить в начале, середине и в конце оказания помощи, помогает специалистам, работающим с ребёнком, обращаться с ним не так, как в конце;
• ребёнок видит, что происходит развитие, рост от начала процесса к его середине и к концу.
Время пребывания в приюте можно разделить на следующие этапы:
приём и регистрация;
первый этап – начало (шесть недель);
второй этап – середина; работа (от шести недель до десяти месяцев);
третий этап – конец: прощание (шесть – двенадцать недель);
Процесс социальной адаптации и реабилитации может быть обеспечен только совместными целенаправленными действиями специалистов самых разных специальностей, составляющих коллектив учреждения. Действия специалистов государственного учреждения обусловлены во многом тем, что на время нахождения ребенка в приюте, реабилитационном центре опеку несовершеннолетнего осуществляет государственное учреждение в лице его руководителя. Потому значительная часть работы по реабилитации ребенка регламентируется законодательными и нормативно-правовыми актами, утвержденными инструкциями. Государственное учреждение подотчетно государству, потому в каждом государственном социозащитном учреждении для несовершеннолетних у каждого специалиста существует два вида ответственности: ответственность перед государством и ответственность перед ребенком.
Руководитель учреждения, ответственен перед ребенком за то, чтобы первый же день, когда ребенок переступил порог приюта, стал для него по возможности менее стрессовым и начал отсчет новой жизни этого ребенка, делающего первые шаги на трудном пока для него пути социализации, пути повышения его социальной компетенции.
В работе с ребенком на каждом этапе каждый специалист, в том числе и социальный педагог, вступает во взаимоотношение «специалист-государство» и «специалист-ребенок».