Анна Трепачёва
Работа социального педагога по психолого-педагогическому просвещению родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одной из задач, на решение которых направлен Стандарт, является задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Публикация «Работа социального педагога по психолого-педагогическому просвещению родителей» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В нашем детском саду на основе Примерной программы просвещения родителей по вопросам детской психологии и педагогики, разработанной ГАОУ «Архангельский областной институт открытого образования», социальным педагогом совместно со старшим воспитателем разработана программа «Вместе». Целью Программы является системное просвещение родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам детской психологии и педагогики, обеспечивающее оптимальные детско-родительские отношения.
Задачи Программы:
1. Способствовать выстраиванию детско-родительских отношений и созданию эмоционального комфорта в семье.
2. Способствовать поддержанию авторитета к родителям и уважения к интересам детей.
3. Раскрыть возрастные особенности развития детей;
4. Раскрыть факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья детей.
5. Дать консультации по актуальным вопросам семейного воспитания.
Содержание Программы:
Тематика занятий и их содержание обусловлены типичными вопросами, которые возникают у родителей и ключевыми аспектами, которые рассматриваются при изучении педагогики и психологии в рамках 4 блоков Примерной программы просвещения родителей по вопросам детской психологии и педагогики ГАОУ «Архангельский областной институт открытого образования» :
1. «Здоровье ребёнка»;
2. «Детская психология»;
3. «Общение с ребёнком»;
4. «Секреты воспитания»;
Содержание Программы раскрывается через следующие формы работы :
1. Педагогическое просвещение средствами наглядной информации (стенды, рукописные журналы, консультации на сайте Учреждения, памятки «Шпаргалки для родителей»).
В детском саду сформирован банк информационного материала для Родительских уголков и папок-передвижек по темам в рамках вышеназванных блоков. Материал рассчитан на весь учебный год на 6 возрастных групп по 2 психолого-педагогических темы и 2 темы по укреплению и сохранению здоровья детей в месяц.
Кроме этого, используем такой способ повышения педагогической компетентности родителей, как «Шпаргалка для родителей», где помещаем краткие памятки по отдельным проблемам, которые возникают в общении с ребёнком.
Бывают ситуации, которые касаются незначительного количества семей, например, в семье появился второй ребёнок, или в семье леворукий ребёнок и т. д. Для таких случаев у нас созданы рукописные журналы, которые даются для чтения родителям на дом.
2. Индивидуальное консультирование родителей (беседы, памятки)
3. Мероприятия для родителей.
Помимо сеансов видеоконференц-связи (областных родительских собраний) Программа предусматривает разнообразные мероприятия с родителями на уровне ОУ :
- содержание блока «Детская психология» раскрывается на первых в учебном году собраниях, которые мы называем «Портрет ребёнка». На них педагоги знакомят родителей с особенностями развития ребёнка по возрастам.
- содержание блока «Здоровье ребёнка» реализуем через мероприятия в рамках Недель здоровья;
- содержание блоков «Общение с ребёнком» и «Секреты воспитания» раскрываем через собрания-встречи в каждой возрастной группе.
В блок «Общение с ребёнком» входят собрания-встречи по следующим темам:
Гр. раннего возраста «Невидимые нити» (Тысяча и один способ укрепить привязанность)
1 младшая гр. «Как говорить с ребёнком, чтобы он нас слышал?»
2 младшая гр. «Воспитываем мальчиков. Воспитываем девочек»
Средняя гр. «Слово – не воробей» (похвала и поощрение)
Старшая гр. «Правила, о которых нужно рассказать детям»
В блок «Секреты воспитания» - такие темы:
Гр. раннего возраста «Игры, которые действительно развивают»
1 младшая гр. «Большие» проблемы маленького ребёнка» (вредные привычки)
2 младшая гр. «Кризис 3-х лет, как его преодолеть?»
Средняя гр. «Почему нельзя говорить «Нельзя!»
Старшая гр. «Как привить любовь к знаниям»
Чем интересны собрания-встречи и чем они отличаются от обычных родительских собраний? Прежде всего тем, что при их проведении мы используем технологию фасилитации (метод Мирового кафе). Он позволяет родителям сменить роль пассивного слушателя на активного участника обсуждаемой темы. Во время собраний-встреч мы побуждаем родителей при обсуждении проблем опираться на свой родительский опыт, даём свои варианты решения проблемы, вместе анализируем и делаем выводы.
Во время собраний-встреч стараемся создать доброжелательную, творческую обстановку:
- обсуждение вопросов ведётся небольшими подгруппами(3-4 человека);
- позиция педагога и родителей – «глаза в глаза» за общим столиком;
- тон общения – доверительный, партнёрский;
- родители имеют возможность активно обсудить все предложенные вопросы. В нашем кафе есть обычно 3 столика, за каждым обсуждается определённая проблема. За столиками «хозяева» - педагоги, а «гости» -родители. Гости обсуждают с «хозяином» проблему, затем, по команде, переходят к другому «хозяину» и, как бы, несут ему новые идеи. Во время переходов «хозяева» остаются на месте.
- на столиках разложены «скатерти», предлагается чай.
- собрание-встреча предполагает включение элемента игры в кафе. Как в любой игре, в этой существуют особые правила:
Этикет Кафе
· При обсуждении не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном;
· Не отсиживайтесь - вносите свои мысли, мнения, размышления;
· Говорите без задних мыслей и от всего сердца;
· Слушайте, чтобы понимать;
· Связывайте и соединяйте идеи;
· Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих разговор вопросов;
· Играйте – не сидите на «трибуне»;
· Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
· Получайте удовольствие!
Вы, наверно, обратили внимание, что собрания-встречи не планируются в подготовительной группе. Дело в том, что в нашем детском саду уже 10 лет работает родительский клуб «Школа будущих первоклассников» для детей и родителей подготовительной к школе группы, в рамках которого организуются 7 занятий. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть для родителей (7-10 минут) и практическую (30 минут) – в которой принимают участие и дети и родители.
В начале учебного года на информационном стенде вывешивается План-график мероприятий, в которых предлагается поучаствовать родителям. На сами мероприятия приглашаем родителей красочными объявлениями и пригласительными билетами.
Одним из важных направлений деятельности социального педагога является содействие активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей. Поэтому у нас в детском саду ежегодно организуются социальные акции :
«Мы – Олимпийцы!» (2014 год); «Наша Георгиевская ленточка» (2015 год); «Мы за грамотность!» (2016 год); «Строим Город Вежливости» (2017 год).
Целью акций является привлечение внимания общественности к существующей социальной проблеме. В ходе акции обязательно проводим соцопрос, который по окончании акции анализируем, делаем выводы. Родители и дети очень положительно воспринимают такую форму работы.
Ну и, конечно, родителям небезразлично, чем занимается ребёнок в детском саду. Поэтому, регулярно выпускаем для родителей фотоотчёты в рубрике ОКНО (очень короткие новости).
Мы считаем, что реализация нашей Программы «Вместе» способствует повышению педагогической компетентности родителей и созданию детско-взрослого сообщества (дети – родители – педагоги).