Елена Михнюк
Работа с семьёй по физическому воспитанию и приобщению к ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа с семьёй по физическому воспитанию и приобщению к ЗОЖ»
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является сохранение и укрепление психофизического здоровья детей. Взаимодействие детского сада и семьи предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, их общение, обмен мыслями, чувствами и переживаниями. Здесь родители вступают в позиции партнёров, а не учеников воспитателей. В рамках сотрудничества решается много задач физического развития детей. От участия родителей в работе группы выигрывают все, и прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают новое. Важнее другое. Они учатся с уважением, любовью и гордостью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. Которые, оказывается, так много знают, такие сильные, ловкие, выносливые, смелые. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физического развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного опыта семейного воспитания детей.
Публикация «Работа с семьёй по физическому воспитанию и приобщению к ЗОЖ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Я глубоко убеждена, что получить хороший результат приверженности к здоровому образу жизни воспитанников можно только тогда, когда есть положительный пример для подражания. Для ребёнка, как и во все времена, семья – источник опыта, где он должен найти эти примеры. Если в семье ведётся здоровый образ жизни, по утрам делается зарядка, в входные активный отдых, летом – это походы, отдых на речке, зимой бассейн, посещение различных секций. Но, к сожалению, случается, что в домашних условиях, отработанная в детском саду система не всегда поддерживается, рекомендации педагогов и медиков игнорируются. В выходные и праздничные дни, во время каникул и отпусков многие родители предпочитают отдых за просмотром компьютера или телевизора. А ведь именно в семье, в кругу близких людей закладываются основы здоровья, воспитывается интерес к двигательной активности, склонности к конкретным видам спорта. Причиной недостаточной сформированности представлений детей о здоровом образе жизни, культуры здоровья человека также является родительская безграмотность. Считаю главной целью педагогов дошкольного учреждения – профессиональную помощь семье в воспитании детей, при этом, не подмена ее, а дополнение и обеспечение более полной реализации ее воспитательных функций. Родители должны сами ступить на путь здоровья, подавая пример ребенку, действуя по правилу: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!». На современном этапе у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы не дают возможность быть активными участниками развития и воспитания своего ребёнка. Если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать проблемы «всем миром» : детский сад, семья общество.
В своей работе я поставила цель : повышение двигательной активности и общего физического развития детей через организацию целенаправленной совместной деятельности педагога и родителей.
ЗАДАЧИ:
1. Укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
2. повышать интерес к проблемам оздоровления ребёнка;
3. приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
4. содействовать сплочению родительского коллектива;
5. повышать компетентность родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка
Для достижения положительного результата, в своей работе я сочетаю разные формы работы с семьёй, такие как:
1. Консультации
2. оформление стендовой информации
3. Беседы — индивидуальные и групповые
4. физкультурные занятия для родителей
5. День открытых дверей
Прежде всего, я попыталась ответить на важные для меня вопросы: «Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?»
Первым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей: это посещение спортивного зала, где родители увидели. что наш зал оборудован для занятий, имеются пособия и атрибуты. С помощью родителей удалось пополнить физкультурный уголок в группе. Для того чтобы узнать, что интересует, какие проблемы возникают у родителей по приобщению детей к здоровому образу жизни, было проведено анкетирование. Опрос родителей позволил оценить качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно–закаливающих мероприятий в семье. Было отмечено, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия. Так, например, многие родители уделяют недостаточно внимание прогулкам, сну, двигательной активности детей. Проводя консультации, стараюсь донести до родителей, что семья и детский сад должны взаимодействовать для полноценного развития ребенка. Обсудить характерные особенности ребёнка, помогают индивидуальные беседы, из которых родители получают информацию о содержании физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, в частности в течение дня. Информирую родителей о том, какие основные движения разучивали дети, подвижные игры, оздоровительные упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз и ног, дыхательные упражнения. В ходе беседы стараюсь установить доброжелательные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. В прошлом году создали газету «Мама, папа, я – спортивная семья».
В беседе с родителями по теме «Физическое воспитание дошкольников» удалось убедить родителей в том, что все время нужно ободрять своего ребенка похвалой, удивляться тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, смелый, сколько он уже умеет. Так как у детей 5-6 лет продолжают развиваться и совершенствоваться двигательные умения и навыки, дети учатся творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. В этом возрасте у детей формируется правильная осанка. Важно следить, чтоб ребенок не сутулился. Родителям была рекомендована дополнительная литература по оздоровлению детей. Родителям были предложены подвижные игры с детьми дома. Родители поиграли с детьми и получили удовлетворение в играх с детьми, малыши сами говорили правила игры, родители при этом прислушивались и играли с большим интересом.
Таким образом, стало наблюдаться снижение заболеваемости. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности всех членов семьи. Важным способом реализации сотрудничества педагога и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Практика показала, что любому родителю интересно как проходит жизнь ребёнка в детском саду. Наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность помогают физкультурные занятия для родителей, такие как «Путешествие в страну Неболейка». В прошлом году родители сами проводили утреннюю зарядку, занятие, прогулку и получили большое удовольствие от этого.
На занятиях родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки. Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые помогают руководителю по физической культуре, и каждый из них – тренер своего ребёнка. В результате отмечается повышение активности занимающихся, и высокая эффективность занятий. Воспитанники старательно выполняют все движения, активны, самостоятельны, инициативны. Конечно, невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований. Обычно они приурочены к каким – либо праздничным датам, например, праздник «Папа – гордость моя» - ежегодно проводится к 23 февраля, ко дню матери -, ко дню семьи - «Мама папа, я – спортивная семья», проводы зимы «Уж масленица у ворот».
Такие мероприятия укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, способствуют повышению авторитета родителей. Содержание праздника включает эстафеты, игровые задания, подвижные игры, где взрослые выступают в паре с ребёнком, с группой детей. Игры отличаются своей динамичностью и простотой, так как рассчитаны на любой возраст участников и не требуют дополнительного времени на разучивание. Они интересны и доступны для дошкольников и их родителей, бабушек и дедушек. Дети любят праздники, а когда рядом папа и мама – это праздник вдвойне.
Таким образом, при работе с родителями применяются здоровьесберегающие технологии, которые позволяют повысить результативность воспитательно - образовательного процесса. В целом комплексная работа с родителями и детьми формирует ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укрепление здоровья.