Инга Серикова
Работа с семьей по организации полезных игр с детьми
Известно, что в дошкольные годы игра является основным видом деятельности детей. Опытные воспитатели, понимая значение руководства детскими играми, умеют управлять ими, подсказать их сюжет, принимают в них участие. В организации и руководстве игровой деятельностью очень важна и роль родителей, хотя они зачастую недооценивают значение игры в нравственном воспитании детей. Практика показывает, что работа с родителями ведется недостаточно глубоко и сводится, в основном, к индивидуальным беседам с родителями утром и вечером.
Публикация «Работа с семьей по организации полезных игр с детьми» размещена в разделах
Выявив главные причины недостатков, педагог определяет задачи по организации игровой деятельности детей. Главная цель – добиться единства требований по воспитанию детей, используя различные формы работы семьей. В этой деятельности существует два ведущих направления: организация работы с педагогическим, и родительским коллективами.
В первую очередь пересмотреть методическое оборудование детского сада, в которое входит:
- литература по вопросу воспитания детей в игре в семье;
- примерный перечень тем собраний, консультаций, бесед для родителей;
- папки-передвижки, анкеты, брошюры для изучения семей при посещении на дому и т. д. ;
- рекомендации родителям по руководству сюжетно-ролевыми играми, строительными играми детей в семье;
- перечень детской художественной литературы о труде взрослых, об играх детей;
- образцы педагогических (ситуационных) задач.
Известно, что основу работы воспитателя составляет календарный план. Для совершенствования планирования включаются следующие консультации для воспитателей: «Планирование работы с родителями», «Формы и методы работы с семьей», в содержании которых раскрыты актуальные вопросы о систематичности, содержательности работы с родителями, использование разнообразных форм, соответствующие возрастным типологическим характеристикам детей и их особенностям в игре.
Знания, которые получает воспитатель в ходе консультаций, уточняются, и осуществляется работа по совершенствованию самообразования. Педагог изучает соответствующую методическую литературу, стремится обеспечить целенаправленность самообразования, сосредоточив содержание этой работы на тех вопросах, которые наиболее трудно решаются в практике.
Работа с родителями – второе направление деятельности педагогического коллектива. Ее следует начинать со сбора первичной информации во время индивидуальных бесед и анкетирования, с целью выяснить, есть ли у ребенка игровой уголок дома, каков подбор игрушек, когда и по какому случаю, они приобретаются, как взрослые относятся к детским играм, участвуют ли в них. В выборе родителей при проведении этих бесед педагог руководствуется поведением детей в игре. В первую очередь интересуют дети с такими проявлениями в поведении, как повышенная возбудимость и агрессивность, а также с пониженным тонусом, со стремлением играть в одиночку.
Многие родители, как правило, интересуются в детском саду не только тем, как ребенок занимается, кушает, но и в каких отношениях он со сверстниками, с кем играет в группе, с кем дружит. Не малая часть родителей, к сожалению, не обращает должного внимания на игры детей. Игрушки подбираются без системы: у девочек преобладают куклы, у мальчиков – машины, роботы. Очень мало приобретается строительного материала и дидактических игр. Не всегда принимаются во внимание возрастные возможности и интересы детей.
Проведя анализ семей необходимо провести родительское собрание на тему «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию детей в игре». Сообщения педагогов заранее согласовываются, корректируя отдельные проблемы, уточняются рекомендации. Также необходимо подобрать соответствующие материалы для наглядности, которые будут использоваться в ходе собрания. Заранее дать задания родителям, понаблюдать за тем:
- в какие игры любит играть ребенок;
- как долго играет с игрушками;
- убирает ли игрушки на место;
- как поступает ребенок, если возник конфликт со сверстником и т. д.
Во время проведения собрания воспитателю необходимо раскрыть значение игры во всестороннем развитии личности ребенка, подвести итоги анкетирования и посещения семей. Так же привести примеры из семейной жизни как положительные, так и отрицательные. Кроме того, подготовить рекомендации по оборудованию игрового уголка дома, продемонстрировать варианты размещения игрового оборудования, как в отдельной квартире, так и в общей комнате, где живет семья. Озвучить основные требования к этому оборудованию: возрастная доступность, гигиеничность, эстетичность, разнообразие видов игрушек (дидактических, образных, технических).
В течение года проходят обучающие семинары, круглые столы, на которых рассматриваются следующие проблемы:
- значение игр в умственном воспитании детей;
- взаимосвязь игры и труда в воспитании детей;
- учим, играя.
Но недостаточно только разъяснить значение игры, важнее показать правильно организованную игру, пригласив родителей в детский сад на открытый просмотр. Таким образом, они наблюдают, как дети общаются со сверстниками, их игровые умения, способность соблюдать общие правила. Каждый ребенок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, хорошим, отзывчивым другом, дисциплинированным, умеющим считаться с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу; другой напротив, эгоистом, задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли.
Мысль о том, что поведение детей в играх не случайно, а закономерно, воспитатель должен донести до родителей. Необходимо провести индивидуальные беседы с родителями, сделать выводы, дать соответствующие рекомендации о том, над, чем следует поработать, чтобы ребенок мог проявить в игре только положительные качества, чтобы игра стала эффективным средством нравственного воспитания.
В дальнейшем педагог обращает внимание родителей и на такие проблемы, как:
- периодичность смены игрушек;
- воспитания бережного отношения к игрушке;
- способы активизации речи детей в игре.
Проводят мастер-классы по изготовлению игрушек-самоделок из природного материала, мягкие, совместные родителями с детьми. Продемонстрировать поделки на выставках: «Сделаю сам – себе и вам», «Игра – дело серьезное», «Полюбуйтесь – это мы» и др. Такие выставки вызывают интерес у родителей и детей. Так, как ориентировано на то, как из бросового материала можно изготовить забавные игрушки, сшить, связать. Кроме игрушек, здесь могут быть представлены выкройки, эскизы игрушек из различного материала, литература, где описывается изготовление игрушек-самоделок.
Следует отметить, дети не останутся в стороне при подготовке выставок. Воспитанники с удовольствием расскажут педагогу о том, что мастерили игрушки с мамой и папой. Хотя, иногда участие ребенка заключается лишь в том, что он держал или подавал какой-либо инструмент, подбирал необходимую деталь. Тем не менее, эти игрушки будут очень дороги детям и постепенно семейный опыт в воспитании детей к игре улучшится.
Опыт показывает, что педагогической пропаганде в большей мере содействует использование папок-передвижек:
- какие игрушки нужны детям, в соответствие с возрастом;
-роль игры в развитии детей;
- игры детей дома;
- использование игр при подготовке детей к школе;
- всестороннее воспитание в процессе конструирования;
-домашний театр в жизни ребенка.
Большое внимание стоит уделить развитию театрально-игровой деятельности детей в семье, так как именно она предполагает сравнительно полное раскрытие и развитие творческих способностей. С этой целью создается картотека игр, игровых ситуаций, упражнений для развития выразительности речи (скороговорки, потешки, упражнения на развитие силы голоса, темпа речи). Оформить также списки литературы и театрально-игрового оборудования для работы с родителями по данному вопросу, папки-передвижки.
Продолжая работу по изучению семей, в беседах с родителями следует выяснить наличие условий для художественно-эстетического развития дошкольников дома, их отношение к организации театрально-игровой деятельности детей, а именно:
- читают ли они детям книги, проводят ли беседы после чтения;
- стремятся ли дети пересказать прочитанное, делятся ли впечатлениями со взрослыми, сверстниками;
- отражают ли в своих играх литературные персонажи.
Семья может и должна расширять, закреплять работу детского сада по развитию театрально-игровой деятельности детей. Так как она располагает большими возможностям для развития у детей творчества, интереса к игре, общительности, выразительности, увлечении игрой длительное время, самостоятельности.
Однако работу с родителями по вопросам игровой деятельности детей, следует продолжать настойчиво и целенаправленно, особенно с теми родителями, которые не до конца осознают важность игровой деятельности.