Ольга Деревягина
Работа с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ гласит, чтообучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Публикация «Работа с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.
В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Данный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
В нашей школе обучаются дети с умственной отсталостью и различными сопутствующими диагнозами. В основном это дети с нарушениями интеллекта, с задержкой в эмоционально-личностном развитии, нарушениями поведения.
Отклонения в развитии ребенка приводит к тому, что ребенок выделяется на фоне остальных детей. Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, и не имеют возможности наладить контакт со сверстниками. Таким образом, происходит диссонанс между желанием ребенка общаться со сверстниками и отсутствием возможности в общении. Главная задача педагогов и родителей, помочь ребенку достичь лучших результатов и дать почувствовать, что он не одинок, что он может быть успешным.
Совершенно не зря психологи, П. С. Выготский; С. Я. Рубинштейн; П. Я. Гальперин, в качестве доминирующей стороны в развитие личности называют социальный опыт, в процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности.
Первый социальный институт ребенка это – семья. Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ОВЗ. Дети черпают в своих близких силы для преодоления трудностей. Негативная семейная обстановка может усугубить отклонения ребенка, и наоборот благоприятная обстановка может помочь ребенку в преодолении трудностей.
Важной задачей для социального педагога является правильно построенная работа с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, потому что они часто не менее своих детей нуждаются в помощи и поддержке.
Залогом хорошего результата коррекционной работы с детьми с ОВЗ является содействие родителей (законных представителей) их активное участие в жизни своих детей.
Вся работа должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания своих детей.
Практика показывает, что в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ существуют определенные проблемы :
1. Отсутствие научных знаний родителей (законных представителей) о проблеме своего ребенка (многие родители из-за отсутствия нужных знаний, не имеют представления о том, как помочь ребенку. Некоторые родители не желают получать такие знания, что негативно влияет на ребенка).
2. Ограничение детей в общении (родители целенаправленно сужают круг общения ребенка, избегают новых знакомств, тем самым приводя к дизадаптации и депривации).
3. Гиперопека (часто родителям так жалко своего ребенка, что они уделяют ему внимание в переизбытке, что влечет за собой неадекватное поведение детей).
4. Недобросовестное отношение родителей к своим родительским обязанностям (в школе имеется определенная группа семей, относящаяся к «группе риска», в таких семьях преобладает попустительское отношение к своим родительским обязанностям, дети не получают должного внимания и заботы, что отражается на развитии и поведении детей).
5. Нежелание родителей (законных представителей) сотрудничать с образовательной организацией (у большого количества детей имеются отклонения в поведении, в связи с чем педагоги обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с сотрудниками, поскольку думают, что их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией).
Вовремя оказанная помощь, со стороны педагогов в решении таких проблем является приоритетным направлением в системе работы социального педагога с родителями детей с ОВЗ.
Для решения вышеизложенных проблем, педагогами решаются следующие задачи:
1. Научить родителей (законных представителей) эффективным способам взаимодействия с ребёнком.
2. Вооружить их необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии.
3. Сформировать адекватную самооценку.
4. Содействовать контролю и соблюдению законных прав и интересов детей.
5. Находить индивидуальный подход к каждому родителю. Психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы.
В рамках реализации поставленных задач целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ.
Формы работы с родителями (законными представителями) :
1. Беседы.
2. Консультации.
3. Родительские собрания.
4. Проведение совместных праздников и развлечений, просветительских мероприятий.
5. Привлечение к работе с родителями представителей субъектов профилактики.
6. Выпуск буклетов, оформление информационных стендов.
7. Содействие защите законных прав и интересов детей.
Школа не должна жалеть усилий на то, чтобы формировать, поддерживать, усиливать чувство привязанности обучающихся к семье, и делать это, постоянно ведя кропотливую работу с семьей, стимулируя положительные проявления в семейных взаимоотношениях, стремясь разбудить теплые, добрые чувства детей и родителей друг к другу.
Сотрудничество с родителями помогает в решении многих задач. Если ребенок с ограниченными возможностями здоровья будет иметь любящих, ответственных родителей, вооруженных необходимыми знаниями, умениями и навыками это станет фундаментом для положительной динамики в развитии и социализации такого ребенка.