галина калинина
Работа вспомогательной школы с семьями учащихся (родительское собрание)
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Совершенствование семейного воспитания детей.
Ключевые слова: воспитание умственно отсталых детей, коррекция.
Успех воспитания аномальных Детей во многом определяется системностью и согласованностью работы школы, семьи и общественности. Эта работа должна быть направлена на развитие личностных качеств детей, формирование у них материалистического мировоззрения, на успешное овладение ими общеобразовательными знаниями и будущей профессией. В решении этих задач на первый план выступает коррекция психофизических дефектов школьников с опорой на сохранные стороны их личности, поиск оптимальных условий и средств воспитательного воздействия. В этой связи возникает необходимость совершенствования семейного воспитания детей.
Публикация «Работа вспомогательной школы с семьями учащихся (родительское собрание)» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Вопросам семейного воспитания подрастающего поколения российская педагогика уделяет много внимания. Для родителей нормально развивающихся детей существуют различные формы педагогической пропаганды как при школах, так и при помощи средств массовой информации (специальные передачи по радио, телевидению, материалы в газетах, журналах и т. п.). Многие из таких рекомендаций, советов по вопросам семейного воспитания могут быть полезны и для родителей умственно отсталых детей, поскольку главные закономерности воспитания и развития едины в норме и при аномалиях. Однако родители умственно отсталых учащихся нуждаются B целом ряде специальных рекомендаций по поводу семейного воспитания своих детей. В воспитании детей родители не могут довольствоваться лишь собственной практикой, им необходимы специальные знания, чтобы воспитательное воздействие на ребёнка давало максимальный эффект. Поэтому вспомогательная школа должна осуществлять дефектологическое просвещение родителей умственно отсталых учащихся.
Значение дефектологического просвещения возрастает в связи со своеобразными отношениями, складывающимися у умственно отсталых детей в семье, что зачастую отрицательно отражается на его личностном формировании. Специальное изучение этого вопроса показывает, что отношение родителей к умственно отсталому ребёнку основывается на всяческом ограждении его от трудностей, преодоление которых способствовало бы его развитию, на излишней уступчивости и т. п. В других семьях наблюдается противоположное отношение к умственно отсталому ребё нку: постоянная раздражительность по отношению к нему, грубость, что формирует у него соответствующие отрицательные черты характера. Неправильное отношение родителей к детям оказывает отрицательное влияние на них. Но даже и в тех случаях, когда отношение родителей ровное, спокойное, они далеко не всегда представляют себе специфику воспитания своих детей. Часто родители переоценивают способности своих детей, значительно реже недооценивают их и лишь в отдельных случаях оценивают реально.
Классные формы работы школы с родителями дают возможность более дифференцированно учитывать возрастные особенности детей в сообщаемых родителям рекомендациях и советах по воспитанию в семье. Анализируя на родительском собрании успеваемость и поведение каждого ученика, педагогу следует быть объективным и доброжелательным. Необходимо по мере возможности показывать успехи учащегося в учёбе, приводить примеры, свидетельствующие о личностном развитии ребёнка. Родители должны почувствовать и убедиться в искреннем стремлении педагога сделать всё, что идёт на пользу их детям.
Необходимо избегать общих рекомендаций, стремиться ставить перед родителями конкретные задачи воспитания и давать конкретные советы. Замечания по поводу трудных учеников нужно выносить на индивидуальные беседы после собрания.
Школы-интернаты в сельской местности с учётом того, что в них обучаются дети, далеко живущие от школы, и родители посещают школу только эпизодически, проводят общешкольные родительские дни, дни открытых дверей (не реже одного раза в четверти). В такие дни для родителей планируется посещение открытых уроков, родительских собраний, педагогических и медицинских бесед, праздничных концертов. В дни, когда родители посещают школу, необходимо умело сочетать общешкольные, классные и индивидуальные формы дефектологического просвещения.
В ряде случаев наиболее эффективными во вспомогательной школе оказываются индивидуальные форм работы с родителями. С одной стороны, это диктуется необходимостью учёта образовательного уровня родителей, с другой – применением индивидуальных приемов коррекционного воздействия на ребёнка.
Наиболее эффективной формой работы являются систематические беседы информационного и консультативного характера. Посещение семей воспитанников не всегда возможно из-за дальности расстояния. В этих условиях важное значение приобретает переписка педагога с родителями учащихся.
Посещая учащихся на дому, необходимо выяснить условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребёнку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволит индивидуально работать с семьёй, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребёнка в школе.
Наблюдения показывают, что постоянные контакты школы и семьи положительно отражаются непосредственно и на самих учащихся : у детей укрепляется любовь и уважение к родителям, развивается желание обрадовать их собственными успехами.