Марина Донских
Работа с родителями особенных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями особенных детей
«Почему родители не хотят признавать очевидного? Ведь их ребенок не такой? как все. Чем быстрее они это поиймут, тем лучше!». Это самая распространенная проблема, с которой? сталкиваются воспитатели в работе с родителями особенного ребенка.
Публикация «Работа с родителями особенных детей» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Когда в семье появляется особенный ребенок родители оказываются в стрессовой ситуации. Часто они одинокими в своих переживаниях. У других родителей здоровые дети. А они вынуждены сталкиваться с проблемами, к которым были не готовы. Да, и можно ли быть к этому готовым?
Процесс принятия особенного ребенка, проходит через несколько стадии?. Так психика пытается смягчить удар. Знание этих стадии? поможет педагогам понять, казалось бы, абсурдное поведение родителей.
Первая стадия – отрицание. Это нормальная реакция любого человека на травмирующее (шокирующее) известие: «Такого не может быть… Вы ошиблись… Мы пойдем к другим специалистам».
Чем сильнее педагог давит на родителей в этот момент, тем сильнее их желание защищаться: «Нас здесь не понимают… Нам не нужны дефектологи — логопеды или лекарства… Мы и так справимся».
Вторая стадия – сделка. Люди, переживающие горе, как будто пытаются договориться с судьбой. Пусть что-то не так, но я сделаю что-нибудь и диагноз изменится. Родители как бы стараются заслужить чудо, или заставить его произойти.
Потом идет гнев: «За что мне все это?». На этой стадии у воспитателя есть все предпосылки для того, чтобы стать мишенью для родительской злости. Если педагог ведет себя неправильно, то возможны конфликты и даже жалобы.
В зависимости от профессионализма специалистов и педагогов, работающих с семьей возможны несколько дальнейших сценариев:
- застрять на конфликтах, отрицании, негодовании;
- прийти к совместным действиям над решением общей проблемы.
В настоящий момент в процессе дошкольного воспитания применяются такие формы взаимодействия с родителями :
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности.
Именно поэтому педагогу очень важно выстроить работу с родителями, наладить качественное взаимодействие. Ведь семья для ребенка — это не только близкие и дорогие, но еще и образец для подражания, источник знаний о мире. Именно семья дает ребенку первый общественный опыт. Дети с ООП контактируют с миром не в полном объеме, следовательно роль семьи существенно возрастает. Факторами успешного развития ребенка становятся благополучные или неблагополучные семейные отношения, участие родителей в физическом и нравственном воспитании, выбранных форм воздействия на ребенка.
Успешная коррекционная работа и адаптация ребенка с ОВЗ будет происходить лишь в том случае, если и родители и педагоги будут осуществлять однонаправленное воздействие, помогать ребенку в развитии и социализации совместными усилиями.