Валентина Новикова
Эссе «Я — воспитатель «особенных» детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Я – воспитатель «особенных» детей. Думаю, что стремление работать с детьми, мне передалось по наследству с генами от матери, работавшей в советские времена в детском саду воспитателем. Все куклы и мишки-зайки в нашем доме в то время были моими воспитанниками. А уж если с ними случалась беда и они нечаянно лишались рук-ног или лап, то моей любви и заботы к ним только прибавлялось.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель „особенных“ детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Впервые я попробовала свои педагогические способности в конце прошлого века – в пионерском лагере, где проходила педагогическую практику после четвертого курса учебы в университете. Многие малыши из моего самого младшего отряда вернулись именно ко мне на следующую смену и я поняла, что «могу». Поработав немного воспитателем в обычном детском саду для здоровых детей, через три года мне посчастливилось примкнуть к команде настоящих профессионалов на моем настоящем месте работы.
"Здравствуй, я тебя ждала и скучала по тебе!" С этих слов я начинаю свой рабочий день вот уже 20 лет. Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями стал для меня настоящим домом. Я с гордостью могу сказать, что состоялась как личность только здесь. Только встретившись с этими особенными детьми, я поняла, как многогранен и многокомпонентен мир, сколь много он имеет вариаций и систем восприятия. Каждый мой воспитанник – особенный, уникальный, индивидуальный, и именно так я к нему и отношусь: «Ограничены ли твои возможности, не ограничены – ты нам нужен, ты для нас важен!»
Но, даже такие «особенные» дети, со своим особенным внутренним миром, желают достичь того же, что и их сверстники.
А каким тогда должен быть педагог для таких детей? Особым!
В своей работе я всегда нацелена на процесс, а не на результат. Как оказалось, такой подход намного интересней, работа становится продуктивней. Дети, с которыми я работаю, обладают качествами, которыми не способны обладать люди без ограничений. Они более свободны, раскованы, их чувства обострены, реакции молниеносны или замедлены до предела. Окунувшись в мир детства, вновь чувствуешь себя ребенком, и открывается нескончаемый творческий поток.
Я предпочитаю работать в команде, черпать новые знания и перенимать адаптировать опыт других специалистов центра для своей работы. За долгие годы деятельности в центре познакомилась с работой психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, медицинского персонала.
Считаю, что в реабилитации детей с ОВЗ очень важен контакт воспитателя с семьей - кого-то нужно приободрить, кого-то успокоить, от кого-то и самой получить совет и поддержку. Многие такие семьи – это образец мужества, веры и стойкости. Считаю, что преемственность в работе семьи и центра - залог успеха воспитания и реабилитации «особенного» ребенка.
Каждый день я пытаюсь превратить в праздник для детей и для себя в том числе. Учу их навыкам самообслуживания и жизни в мире взрослых. В свою очередь они учат меня открыто смотреть на мир, и удивляют своей непосредственностью и чистотой души. В своей профессии считаю главным сочетание таких качеств, как доброта, оптимизм, творческий склад ума, открытость и честность. Последнее, пожалуй, самое важное, дети чувствуют любую попытку подкупа, обман и мгновенно меняются до неузнаваемости.
Мой день расписан по минутам, но время для свободной деятельности детей выкраиваю обязательно! Позволяю себе понаблюдать за ними отстраненно, посмотреть каким навыкам коммуникации они научились, а над чем еще стоит поработать. Чаще всего применяю метод игрового обучения, считаю его самым эффективным в своей работе детьми с ОВЗ.
Судьба подарила мне возможность стать взрослым другом «особым» детям. Люблю место, в котором я работаю, благодаря которому реализовала себя как профессионал. За моими плечами много достигнутых целей и есть цели, к которым еще стремлюсь. А, как известно движение – это жизнь.