Ахлестина Наталья
Проект «Работа с родителями как фактор сохранения здоровья ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Публикация «Проект „Работа с родителями как фактор сохранения здоровья ребенка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания физической культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
1. Целью нашей работы стало
- Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков по сохранению здоровья.
2. Задачи:
обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;
привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;
расширить спектр средств и способов работы с родителями;
3. Предполагаемые результаты
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей :
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
ДОУ предлагает следующие формы работы с семьёй :
Досуговые - формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные - формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Заседания клуба для родителей : Витаминный калейдоскоп и т. д.
Наглядно-информационные - формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Папки – передвижки, странички сайта, презентации и т. д.
С каждым годом все выше тенденция ухудшения здоровья детей. Поэтому очень важно еще с дошкольного возраста начинать формирование знаний и навыков в области здорового образа жизни. Именно в семье закладываются основы здорового образа жизни, так как семья играет основную роль в становление ребенка. Из проведенного анализа, на основе опросов родителей воспитанников, мною был сделан вывод, что не все родители владеют знаниями о формах здоровьясбережения, методах, способствующих сохранению и укреплению здоровья малышей и, соответственно, не могут должным образом привить ребенку основы здорового образа жизни. Исходя из данной диагностики, из анализа опросов и анкет, определилась тема проекта : «Сотрудничество педагогов и родителей, как фактор воспитания здоровых детей».
Цель проекта : повышать компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Задачи:
— познакомить родителей воспитанников с необходимыми теоретическими и практическими знаньями по сохранению и укреплению здоровья детей;
— воспитывать у детей и их родителей потребность в здоровом образе жизни;
— способствовать повышению активности родителей в участии мероприятий, проводимых в ДОУ
Формы работы с родителями :
диаграммДетский сад и семья – это две социальные структуры, которые и определяют уровень здоровья детей. Поэтому мы предполагаем, что если организовать сотрудничество педагогов детского коллектива и их родителей, то дети и родители будут знать общие принципы здоровьясбережения и применять их в дальнейшей жизни, придерживаться норм здорового образа жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье дальнейших поколений.
В соответствии с этим, система работы педагогов с семьей, включала следующие направления в работе :
— ознакомление родителей с результатами диагностики здоровья ребенка;
— целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального температурного режима;
— участие в составлении индивидуальных программ оздоровления и здоровьесбережения детей, основываясь на семейном опыте и возможностях семьи;
— ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое, социальное развитие ребенка;
— обучение некоторым приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, виды закаливания и пр.);
— ознакомление с мероприятиями, которые проводятся в ДОУ и направленные на оздоровление детей;
— просвещение в области нетрадиционных методов оздоровления детского организма.
Тип проекта : информационно-практический.
Вид проекта : краткосрочный (3 месяца) с 15 сентября по 15декабря 2015 г.
Участники: родители; воспитатели; дети средней группы; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель; педагог-психолог; медицинский персонал ДОУ.
Ожидаемые результаты:
Для родителей :
сохранение и укрепление здоровья детей;
педагогическая, психологическая помощь;
повышение уровня комфортности в реализации целей по здоровьесбережению детей.
Для детей:
снижение уровня заболеваемости;
сформированность гигиенической культуры;
сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни и возможность его обеспечения;
Для педагогов:
повышение теоретического уровня знаний в вопросах сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья воспитанников;
внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
личностный и профессиональный рост, самореализация;
моральное удовлетворение.
Ресурсное обеспечение проекта :
физкультурный уголок в группе;
физкультурное оборудование и спортивный инвентарь;
методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т. д.);
информационные стенды;
музыкальный зал;
спортивный зал;
спортивная площадка на территории ДОУ;
кабинет экологии, как место релаксации;
соляная пещера;
подборка методической литературы по теме: «Оздоровление детей дошкольного возраста».
Этапы реализации проекта :
Первый этап. Констатирующий (подготовительный).
Второй этап. Формирующий (практический).
Третий этап. Контрольный (аналитический).
Подготовительный
определение проблемного поля;
формирование концепции по оздоровительной деятельности;
подборка демонстрационного материала, литературы по теме проекта.
привлечение родителей к проведению конкурса на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о здоровьесбережении для проведения акции «Вырастим здоровых детей»;
перспективное планирование работы с родителями.
Практический
Перспективный план работы с родителями
Мероприятия
Сроки проведения
Опрос родителей «Как Вы заботитесь о здоровье Ваших детей» (приложение 1) 15-30 сентября
Обсуждение результатов опроса, анализ в рамках работы «Родительского клуба» (приложение 2) 1-15 октября
Стендовая информация «Мы растим здоровых детей» (приложение 3)
Родительское собрание «Что можно сделать, чтобы ребенок рос здоровым?» (приложение 4)
16-31 октября
Стендовая консультация для родителей «Профилактика плоскостопия» (приложение 5)
Совместный спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (приложение 6)
1-15 ноября
Праздник здоровья в стенах ДОУ
(приложение 7)
16-30 ноября
Кроме этого, в течение реализации проекта «работал» почтовый ящик, где каждый родитель мог, открыто или анонимно, задать вопрос по теме проекта и получить консультацию педагога, медицинского работника, старшего воспитателя или инструктора по физической культуре (в зависимости от направления вопроса).
Заключительный (1-15 декабря)
Опрос родителей «Изменились ли ваши взгляды на проблему сохранения и укрепления здоровья ваших детей после участия в проекте?» (приложение 8)
Обсуждение результатов опроса в рамках работы «Родительского клуба» (приложение 9)
Проанализировать процент участия родителей в мероприятиях, посвященных здоровьесбережению, на начало реализации проекта и на конец (приложение 10)
Выпуск листовок-призывов родителей совместно с детьми «Мы за здоровый образ жизни!»
Итог:
Наш проект – это звонок для каждого из нас. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых – родителей, воспитателей, учителей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если взрослые люди, окружающие ребенка, на своем личном опыте, примере ежедневно будут показывать и пояснять, как сохранить здоровье, как укрепить его, то подрастающее поколение станет более выносливым, крепким и здоровым.
Реализация проекта позволила решить следующие задачи:
— родители воспитанников познакомились с необходимыми теоретическими и практическими знаньями по сохранению и укреплению здоровья детей;
— у детей и их родителей возникла потребность в здоровом образе жизни;
— родители более активно стали участвовать в мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Проект может быть предложен к реализации в любом дошкольном образовательном учреждении.