Анастасия Гришина
Работа с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях.
Центральным моментом преобразований является, психологизация системы образования, а именно приведение практики дошкольного образования в соответствие с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития.
Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка, диагнозы детей пугают родителей. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми, особенно актуальными стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно – педагогический процесс. Анализ методических разработок по данной теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско - родительских отношений в семьях, имеющих ребенка в ОВЗ, является особенно актуальной сегодня.
Публикация «Работа с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В своей практической работе нами были выделены основные направления по психолого – педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:
1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
5. Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.
Нами используются активные формы и методы работы с родителями :
• общение и групповые родительские собрания;
• консультации;
• занятия с участием родителей;
• совместная подготовка и проведение утренников;
• выставка детских работ;
• беседы с детьми и родителями;
• семинар – практикум;
• игровое моделирование с выполнением домашнего задания;
• психолого - педагогический практикум
• участие педагогов ДОУ и родителей в городских конференциях, посвященных вопросам семьи и детства;
• проведение детско – родительских групп.
На базе детского сада часто проводится семинар-практикум для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Семинар-практикум, на наш взгляд, одна из эффективных форм методической работы в детском саду с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, так как позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
Главными задачами семинаров-практикумов являются:
1. развитие творчества и фантазии родителей для дальнейшей совместной деятельности с детьми;
2. обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;
3. создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;
4. создание реально выполнимых рекомендаций.
Можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы :
1. Подготовительная работа (тематические выставки) – цель: выявление проблемы;
2. Теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т. д.) – цель: теоретическое обоснование обсуждаемого;
3. Практическая работа (фронтально, в группах) – цель: обмен педагогическим опытом с родителями, приобретение родителями новых умений;
4. Подведение итога мероприятия – могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т. д., рекомендации, которыми могут воспользоваться все родители.
Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др.