Маргарита Гафина
Работа с родителями в средне-старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30»
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С СЕМЬЕЙ
В средне-старшей группе №6 №Кораблик»
На 2020 – 2021 учебный год
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром» : детский
сад, семья, общественность».
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность.
Публикация «Работа с родителями в средне-старшей группе» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Проблема
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;
Принципы взаимодействия с родителями.
В связи с выше изложенным, можно выделить принципы взаимодействия с родителями :
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Планирование работы с родителями воспитанников
2020 – 2021 учебный год
№ Формы работы Тема
Цель
Сроки
1. Анкетирование родителей «Социальный паспорт семьи» Познакомиться с семьями воспитанников, их социальным паспортом. Выяснение благополучия и достатка в семьях воспитанников Сентябрь
2. Консультация родителей «Согласия на образовательную деятельность по адаптированной программе» Ознакомления родителей с программными задачами на учебный год Сентябрь
3. Фотогазеты «Вот оно, какое наше лето» Сплочение родителей в новой группе Сентябрь
3. Папка - передвижка «Как сохранить здоровье осенью»
«Безопасность на площадке»
«Учим правила дорожного движения вместе с детьми»
«Осенняя прогулка с детьми» Наблюдения. Расширение и оптимизация знаний родителей о воспитании и развитии своих детей Сентябрь
4. Фото - стенгазеты «Здравствуй, Осень!»
«Безопасное движение» Формирование у родителей представлений о жизни детей в ДОУ Сентябрь
5. Посещение семей на дому «Я иду в гости» Выявление неблагополучных семей Сентябрь
5. Групповое родительское собрание- онлайн консультация «Жили – были детки в детском саду…» Оптимизировать учебно – воспитательный процесс и эффективно начать работу в новом году.
Знакомство родителей с новыми требованиями, с изменениями в договоре сотрудничества Октябрь
6. Консультация в родительский уголок «Особенности развития ребенка 5-6 лет и 6-7 лет» Познакомить родителей с особенностями развития ребенка 5-6 и 6-7 лет Октябрь
7. Беседа с родителями «Ребенок и родитель» Познакомить родителей о роли всех членов семьи в воспитании ребенка Октябрь
8.
Консультация родителей «Безопасность и осторожность» Знакомство с правилами детского сада (не приносить в группу игрушек, сладостей, колющих, режущих предметов). А также масочный режим и дезинфекция помещения Октябрь
9. Анкетирование родителей на начало учебного года (приоритеты воспитания, изменения ситуаций) «Мы ребята из старшей группы.» Оценить приоритеты родителей, с учетом чего выстроить план работы на предстоящий год Октябрь
10. Анкетирование родителей по теме безопасность дорожного движения «Взрослые и дети на улицах города» Создание условий для безопасного передвижения родителей с детьми Октябрь
11. Выставка поделок из природного материала «Осенний вернисаж» Приобщение родителей к активной жизни в детском саду Октябрь
12. Папка - передвижка Фото отчет связи социума и детского сада формирование у родителей представлений о жизни детей в ДОУ Ноябрь
13. Стенгазеты Фото отчеты: «Физкультурный досуг»,
«Дружба с библиотекой» Знакомство родителей с занятостью детей в ДОУ, о связи с социумом Ноябрь
14. Дополнение в родительский угол информацией «Грипп. Прививать или нет» Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа Ноябрь
15. Консультация в родительский уголок «Учим личным примером» Сформировать знания у родителей по данной проблеме Ноябрь
16. Участие родителей в осеннем празднике «Именины - Осенины» Приобщение родителей к жизни ДОУ, тем самым налаживание контакта со всеми участниками образовательного процесса Ноябрь
17. Анкетирование родителей в группе «Безопасность ваших детей» Оценить актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности детей и их родителей, целесообразность проведения специальной работы по данной проблеме Ноябрь
18. Папка - передвижка «Безопасность детей дома, на улице и на природе» Обращение родителей на важную информацию о бдительности и внимательности Декабрь
19. Помощь в создании выставки совместных детско-родительских работ «Семейный вернисаж» Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада а также совместная работа с детьми сближает и дает только положительные результаты Декабрь
20. Анкетирование родителей «Народная культура» Оценить актуальную проблему по народной культуре детей Декабрь
21. Привлечение посильной помощи в организации уголка по народному быту «Народный быт» Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада, а также совместная работа с детьми сближает и дает только положительные результаты Декабрь
22. Беседа «Принципы правильного общения с ребёнком» Познакомить родителей с принципами правильного общения с ребенком Декабрь
23. Совместная художественная деятельность родителей и детей «Мастерская Деда мороза» Создать радостное настроение от совместного творчества Декабрь
24. Привлечение родителей к совместному труду «Расчистка снега на участке» Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада Декабрь
25.
Проектная работа и участие в конкурсе проектов «Лучший семейный проект» Вовлекать родителей в накоплении учебного материала в группе Декабрь
26. Консультация в родительский уголок «Роль взаимодействия семьи и детского сада в воспитании и развитии детей» Расширить представления родителей по данной теме Январь
27. Внутригрупповой конкурс рисунков «Зимние забавы» Предоставить возможность родителям вместе с детьми принять участие в конкурсе Январь
28. Консультация в родительский уголок «Роль музейной педагогики в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры» Расширить представления родителей по данной теме Январь
29. Консультация в уголок «Папа самый, самый!» Привлечь внимание родителей рассмотреть информацию вместе с ребенком Февраль
30. Консультация в родительский уголок «Роль фольклора в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры». Расширять представления родителей по этой теме Февраль
31. Анкетирование «Роль быта русского народа в вашей семье» Выяснить, компетенцию родителей в данном вопросе Февраль
32. Информация «Что должно беспокоить родителей в ребенке?» Поделится советами по данному вопросу Февраль
33. Родительское собрание «Ребенок и правила дорожного движения» Создать радостное настроение от совместной работы Февраль
34. Физкультурный досуг «Мы – спортивная семья» Создание благоприятных условий для общения взрослых и детей Февраль
35. Социум с детской библиотекой им А. М. Горького совместное мероприятие «Квест – игра по сказкам» Привлечение родителей в организации мероприятия, создание благоприятных условий Февраль
36. Посильная помощь родителей в организации атрибутов и костюмов на театрализованное представление «Сказка под Грибом» Оказание посильной помощи родителей, активизация взрослых и детей для создания театральной постановки Февраль
37. Посильная помощь родителей Участие в окружном конкурсе «Столовая для птиц» Привлечение родителей в совместном мероприятии
38. Праздник «Моя мама лучше всех» Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) Март
39. Совместное мероприятие «Веселая масленица» Познакомить детей и родителей с народными традициями в праздновании масленицы. Март
40. Совместное мероприятие Поэзия доброты А. Л. Барто «Когда мамы были маленькими» + мастер класс Приобщение родителей
к совместной деятельности Март
41. Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» Повысить уровень родителей
по данной теме Март
42. Оказание помощи в подготовке к конкурсу чтецов «Родная сторонка» Помощь родителям в правильном
заучивании стихов Март
43. Совместная деятельность Выставка совместных детско-родительских работ «Семейный вернисаж». Создание комфортных условий
для общения Март
44. Индивидуальное консультирование «Профилактика детского травматизма» Повысить уровень осведомленности
родителей в области травма опасных
предметов в быту Апрель
45. Беседа «Соблюдаем режим дня дома» Вызвать эмоциональный отклик
у родителей на предложение
воспитателя, создать комфортные
условия на групповом участке Апрель
46 Социум библиотека «Заключительное мероприятие» совместно с родителями Игровая итоговая программа «Отдыхаем всей семьей в библиотеке» с чаепитием Вызвать эмоциональный отклик
у родителей Май
47 Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Красота вокруг нас» Вызвать эмоциональный отклик
у родителей Май
48 Папка - передвижка «9 мая – День Победы» Иллюстрации, стихи о праздновании
дня победы Май
49. Посильная помощь в изготовлении атрибутов и костюмов для театральной постановки «Колобок собирает друзей» Создание комфортных условий,
привлечение родителей в организации развивающей среды в ДОУ Май
50 Консультация в родительский уголок «Скоро лето. Безопасное поведение дошкольника». Проинформировать родителей в основных вопросах на летний период времени Май
51 Консультация для родителей «Здоровье ребёнка. Советы по профилактике» Май
52. Беседа «Развивающие игры летом». Май