Кристина Сальвассер
Кружковая работа по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Юные экологи»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Паспорт программы…. Стр. 3
2. Пояснительная записка…. Стр. 4
3. Цель и задачи программы…. Стр. 5
4. Предполагаемые результаты… Стр. 6
5. Механизм реализации программы… Стр. 7
6. Планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет….
Стр. 9
7. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению программы…
Стр. 14
8. Список литературы… Стр. 15
9. Приложения…. Стр. 16
Паспорт программы
Автор программы Сыркина Кристина Евгеньевна
Публикация «Кружковая работа по экологии с детьми старшего дошкольного возраста „Юные экологи“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники программы Воспитанники ДОУ 5-6 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников
Цель программы Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания
Вид программы Адаптированная
Направленность Познавательно-речевая
Срок реализации 2 года
Уровень реализации Дошкольное образование
Краткое содержание программы В ходе реализации программы воспитанники ДОУ 5-6 лет знакомятся с экспериментально-исследовательской деятельностью. В процессе экспериментальной деятельности идет обогащение памяти детей, активизируются их мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения, благодаря чему у детей развивается познавательная активность, наблюдательность, мышление.
Пояснительная записка
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научиться с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравиться ни какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование - деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического воспитания дошкольников.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Это и является основной задачей программы «Экология для малышей»
Актуальность
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель программы:
Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Задачи программы:
Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.
Показывать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.
Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и родителей. Данная программа опирается на возрастные особенности детей.
Предполагаемый результат освоения программы:
Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Механизм реализации программы
Занятия с детьми 5-6 лет проводятся в форме проведения опытов, 1 раз в неделю по 25 минут. Общее количество занятий за учебный год– 34.
Педагогический анализ знаний детей дошкольного возраста проводится 1 раз в год в мае месяце.
Лабораторное оборудование
Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры. Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки от коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтрованной бумаги, воронки, небольшие миски, тазики, резиновые груши. Для демонстрации отдельных опытов нужно приобрести лупы, пипетки желательно на каждого ребёнка. Обязательно должно быть дополнительное оборудование в основном для демонстрации отдельно взятых опытов: микроскоп, термометры, песочные часы, весы, различные пробирки стеклянные колбы, фонарик, глобус. Так же необходимы комплекты для игр с водой, песком и ветром. Чтобы одежда детей во время экспериментирования была чистой, целесообразно иметь клеёнчатые фартуки на каждого ребёнка.
Материалы для работы
Лаборатория должна быть оснащена разнообразным природным материалом, предназначенным для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а также сахар, соль, пищевые красители. Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов необходимо иметь: металлические предметы, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов.
В качестве демонстрационного материала лабораторию необходимо пополнять различными коллекциями. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.
Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований необходимо оформить дневник наблюдений, который заполняется детьми с помощью воспитателя.
Программа составлена с учё том интеграции образовательных областей:
«Физическая культура» Развитие мелкой моторики
«Здоровье» Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация» Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, результатов продуктивной деятельности
«Познание» Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, формирование элементарных экологических представлений
«Социализация» Формирование патриотических чувств, ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием (народными промыслами, родным краем, расширение
кругозора в процессе экспериментирования
«Музыка» Использование музыкальных произведений, пение птиц, звуки природы.
«Труд» Формирование трудовых умений и навыков,
воспитание трудолюбия, воспитание ценностного
отношения к собственному труду и труду других
людей и его результатам
«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества.
«Безопасность» Формирование основ безопасности
собственной жизнедеятельности в процессе
продуктивной деятельности
Планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет.
Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности
месяц 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Сентябрь 2017 «Росток»
Цель:
Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
«Песок»
Цель:
Рассмотреть форму песчинок «Песчаный конус»
Цель:
Установить свойства песка.
«Рассеянный песок»
Цель:
Установить свойство рассеянного песка.
Октябрь 2017 «Своды и тоннели»
Цель:
Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
«Мокрый песок»
Цель:
Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
«Свойства воды»
Цель:
Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
«Живая вода»
Цель:
Познакомить детей с животворным свойством воды.
Ноябрь 2017 «Испарение»
Цель:
Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
«Агрегатные состояния воды»
Цель:
Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
«Свойства воздуха»
Цель:
Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.
«Воздух сжимается»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Декабрь 2017 «Воздух расширяется»
Цель:
Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
Вода при замерзании расширяется»
Цель:
Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется «Жизненный цикл мушек»
Цель: Понаблюдать за жизненным циклом мушек.
«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»
Цель:
Установить, почему звезды движутся по кругу
Январь 2018 Праздничные дни «Как работает термометр»
Цель:
Посмотреть, как работает термометр «Может ли растение дышать?»
Цель:
Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
«Есть ли у растений органы дыхания?»
Цель:
Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Февраль 2018 «Нужен ли корешкам воздух?»
Цель:
Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями «Что выделяет растение?»
Цель:
Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений «Во всех ли листьях есть питание?»
Цель:
Установить наличие в листьях питания для растений.
«На свету и в темноте»
Цель:
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений
Март 2018 «Кому лучше?»
Цель:
Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
«Где лучше расти?»
Цель:
Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.
«Лабиринт»
Цель:
Установить, как растение ищет свет «Как образуется тень»
Цель:
Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения
Апрель 2018 «Что нужно для питания растения?»
Цель:
Установить, как растение ищет свет.
«Что потом?»
Цель:
Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
«Как обнаружить воздух»
Цель:
Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
«Для чего корешки?»
Цель:
Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения
Май 2018 Праздничные дни «Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель:
Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции
«Как влияет солнце на растение»
Цель:
Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.
Как устроены перья у птиц»
Цель:
Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме
Содержание опытов и экспериментов представлено в Приложении 1.
Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению программы
Мониторинг усвоения программы проводится в конце 2 учебного года (май). В рамках реализации программы разработаны критерии оценки знаний детей (Таблица 1).
Таблица 1
Код ребенка Усвоение (У – усвоил, Ч/У – частично усвоил, Н/У – не усвоил)
Свойства воды Свойства воздуха Свойства песка Растения, насекомые
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
1. Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чём именно?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок (с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом и т. п.)
3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?
5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с экспериментированием? (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены) Другое.
6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно
7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)
Список литературы
1. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
2. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
3. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
4. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
5. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
6. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997