Коршунова Юлия
Культура игровой и познавательной деятельности в условиях ДОУ межнационального общения
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с педагогами.
Актуальность:Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики ключевой проблемой. С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.
Публикация «Культура игровой и познавательной деятельности в условиях ДОУ межнационального общения» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение с детьми – необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений.
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.
Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным.
Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ и т. д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования. Исходя из этого определилась проблемаисследования:каковы психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений в поликультурной среде ДОУ.
Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Объект исследования: процесс общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды.
Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:
- процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад
- в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности
Задачи:1. Прочитать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Выбрать и обосновать методики исследования общения детей младшего дошкольного возраста.
3. Провести по отобранным методикам констатирующий эксперимент.
4. Дать анализ результатов экспериментального исследования.
Глава1
Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды ДОУ
1.1. Межнациональные межличностные отношения как социально-педагогическая проблема.
Среди проблем педагогического исследования особое место занимает общение людей и их влияния друг на друга.
Проблемы взаимоотношения личности в коллективе находят отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А. В. Запорожец, А. А. Люблянская, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. Г. Нечаева и др.). Ученые особо подчеркивают влияние характера межличностных отношений, взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей, и доказывает необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Оттого, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в общности. Отношения - это позиция личности ко всему, что ее окружает как к самой себе.
Взаимоотношения - это личностные отношения индивидов между собой. Взаимоотношения возникают в совместной деятельности.
Отношения и общения неразрывно связаны друг с другом. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение- это процесс взаимодействия людей, направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую, самостоятельную потребность человека не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями.
Межнациональные отношения - это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности.
Педагогика межнационального общения – теория и практика воспитания в духе миролюбия, межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав человека и основных демократических свобод; целенаправленный процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества.
Главная цель поликультурного воспитания состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны человеку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов.
Вывод:прочитав и проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что общение человека в поликультурной среде, это общение в духе миролюбия межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав и свобод человека, процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества. Отношения в условиях поликультурной среды – это активный процесс самоопределения, который происходит при выработке отношения к микросоциуму, национальной и мировой культурам.
1.2. Формирование культуры межнационального общения в педагогическом процессе ДОУ в условиях поликультурной среды ДОУ.
Младший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность (не успешность) его социализации и др.
Продолжает расширяться круг общения ребенка с миром взрослых и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет во всем походить на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешается оно в самодеятельной игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Возникает и развивается новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На ее основе (в первую очередь игры) формируется детское сообщество.
Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры, взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательным. Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие, направленные на формирование опыта межнационального общения.
Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога ДОУ. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умении оценить поведение сверстников и свое.
Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Воспитывая у детей отношение доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом.
При организации педагогического процесса воспитатель должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, постоянное речевое общение.
Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника. Воспитателю необходимо знать: владеет ли тот или иной дошкольник необходимыми игровыми навыками и умениями, может ли понять игровой замысел другого. Педагог планирует педагогический процесс, сочетая разные виды деятельности : игру, труд, учебную, спортивную, художественную деятельность.
На первом этапе педагогического процесса педагог уточняет, какие национальности представлены в группе. Далее воспитатель планирует педагогическую деятельность, наращивая методический материал по культурам народов, представленных в группе.
На втором, основном этапе педагогического процесса воспитатель должен раскрыть перед дошкольниками многообразие и самоценность национальных культур, представленных в группе. Например: праздники у разных народов отмечаются со своим национальным колоритом. Поэтому целесообразно знакомить детей со сходством и различием в праздновании аналогичных событий у разных народов.
На заключительном этапе воспитатель анализирует результаты, успехи и неудачи, сравнивает достигнутое с тем, что запланировано на первом этапе.
Вывод: Из всего выше изложенного мы сделали следующий вывод - процесс формирования отношений, общения ребенка в условиях, когда в группе представлены две и более наций, должен осуществляться через освоение элементов культуры, как своего народа, так и культуры людей, принадлежавших к другой нации. Педагог дошкольного учреждения должен строить педагогический процесс так, чтобы основным достоинством воспитания дети считали формирование таких отношений как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие.
Таким образом, процесс педагогического руководства формированием детских взаимоотношений можно представить как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность, и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями.
1.3 Игра как средство формирования отношений детей разных
национальностей, младшего дошкольного возраста.
В дошкольной педагогике, взаимоотношения наилучшим образом формируются в основной, характерной для дошкольников деятельности – игре.
Детская игра – исторически-развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Это наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
В играх проявляется непосредственный интерес и отношения детей к жизни в обществе, к нашей действительности. Через игру ребенок вливается в модулированные отношения, развиваются мотивы его поведения. Особая роль совместных игр, как средства формирования взаимоотношений, заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний способствующие становлению общих (коллективных) интересов: ребята учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, заботиться о товарищах, помогать им.
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому классификация их затруднительна. Основы классификации игр заложил П. Ф. Лесгафт. В советской педагогике вопрос классификации детских игр был уточнен в трудах Н. К. Крупской.
Игры
Игры с открытыми правилами Игры с фиксированными правилами
(творческие)
Сюжетно-ролевые Дидактические
Строительно-конструктивные Хороводные
Режиссерские Подвижные
Театрализованные Словесные
Игры-драматизации Забавы
По сюжетам литературных героев Игры-развлечения
Народные
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации; количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов, строительные).
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий, главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы – подвижные и дидактические. Однако, это деление в значительной степени условно, т. к. многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивает ориентировку в пространстве, требует знание стихов, песен, умения считать, а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями. Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой.
«Игры народные» - этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, забавы, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя национальные элементы; танцевального, музыкального, поэтического, изобразительного искусства.
Задача воспитателя – поощрять игровые контакты между детьми разных национальностей: такого рода общение весьма значимо для развития детских отношений. Ведь в игре возникают и отрабатываются именно те жизненные ситуации в общении детей разных национальностей, во владении которыми нуждаются дошкольники.
Вывод:Язык, который легко дается всем детям без исключения, не зависимо от национальной принадлежности – это язык игры. В игре они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной. Через игру должны осуществляться задачи воспитания толерантности детского коллектива и навыков коллективистического поведения
Глава вторая
Экспериментальное исследование проблемы формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ
Опытно-экспериментальной базой исследования послужил Детский сад №1 «Экият» с. Шемордан, Сабинского района, Республики Татарстан, младшая группа данного детского сада.
Цель эксперимента заключалась в определении сформированности межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.