Вейшторт Анастасия
Работа с «особенными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная цель для образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) : Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Задачи:
-способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Темочки:
-проводить психолого-педагогическую коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, поведенческом, мотивационном, эмоциональном, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
Для правильной организации воспитательного процесса необходимо знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции.
Обследование ребёнка позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи его воспитания, решаемые в органическом единстве, которые отражены в индивидуальной адаптированной программе на каждого ребенка, с учетом его дефекта, и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
В педагогике вообще, а в коррекционной - в особенности, готовых рецептов не существует. Каждый в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, моральными нормами, уровнем знаний и т. п. Незыблемо одно - бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к ребенку
Чаще провожу занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, ролевые игры, кукольный театр, проекты.
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей над проектами работают совместно с ВОСПИТАТЕЛЕМ, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Учить, играя - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть собранным, находчивым, быстрым, ловким, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней. Все мои НОД имеют элемент игры или сквозную игровую сюжетную линию, на основе которой подается материал обучающего или развивающего характера. В своей деятельности мы используем следующие методы работы :
1) Информационно-коммуникативные ( сотрудничество воспитателя с ребенком: консультативное направление, пропагандистское направление, диагностическое направление, обучающее направление).
Данная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения.
2) Сказкотерапия:
сотрудничество воспитателя с детьми и друг с другом;
создание на занятии благоприятной обстановки для детей;
приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
3) Арт-терапия:
музыкотерапия (игра на музыкальных инструментах);
кинезиотерапия (танцетерапия);
логоритмика;
смехотерапия;
ароматерапия.
Данная технология способствует формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми, возникновению мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря, устранению в речи аграмматизмов, учит ребенка самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
4) Здоровье сберегающие:
пальчиковая гимнастика;
двигательная гимнастика;
артикуляционная гимнастика;
дыхательная гимнастика.
Данная технология повышает эффективность образовательного процесса за счёт её применения.
5) Изо-терапия, используемая для развития речи:
пальцевая живопись;
рисование мягкой бумагой;
рисование на манке;
техника рисования листьями, палочками, камушками;
техника отпечатывания ватой;
рисование ладонями.
Данная технология повышает эффективность образовательного процесса за счёт её применения.
6) Телесноориентированные техники:
биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению.
Данная технология учит ребенка самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
7) Мнемотехника (на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, весь текст зарисовывается схематично, глядя схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию).
Данная технология помогает в развитии связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Так же хочется отметить, что имея проблемы разного генеза, психика ребенка адаптируется и включаются компенсаторные механизмы. Например: плохо слышащий ребенок во время занятий, может проявлять большее внимания к рисованию, или складыванию сюжетной сказки, в таком случае, выбирая то что приносит ребенку удовлетворение результатом, мы помогаем справиться с его проблемой. Получить поощрение за работу и поверить в свой успех. В условиях работы детьми, находящимися в ЦПД перед психологом, всегда стоит задача, помочь ребенку преодолеть свою тоску по родным родителям, и сформировать здоровое отношение к миру. Показать детям с ОВЗ и УО, что они могут быть не хуже других, что ими можно гордиться. Для этого мы участвуем с детьми в грантовых конкурсах, где их заслуги отмечаются на региональном уровне. Мы гордимся успехами наших воспитанников.