Татьяна Брыкина
Работа с одарёнными детьми в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей ДОУ с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Публикация «Работа с одарёнными детьми в ДОО» размещена в разделах
Система воспитательно - образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника.
Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ особое внимание уделяем созданию образовательной среды, которая обеспечит возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:
- Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.
- Учет сензитивности дошкольного детства.
- Индивидуальный подход,
- Своевременное начало.
- Возможность выбора.
- Комплексный подход.
- Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.
Дети с признаками одаренности имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности в кружках, секциях, организованных в учреждениях дополнительного образования города.
Формы работы с одаренными детьми :
-групповые занятия с одаренными детьми;
- индивидуальные занятия;
-конкурсы, викторины, интеллектуальные олимпиады, спортивные игры;
-дополнительные образовательные услуги в кружках по направлениям;
-исследовательская деятельность.
Методические рекомендации по созданию благоприятных психолого-педагогических условий для работы с одарёнными детьми :
- необходимо помнить, что одарённые дети нуждаются в постоянном внимании со стороны педагога;
- постарайтесь меньше говорить и больше выслушивать одарённых детей в процессе образовательной и повседневной деятельности;
- задавайте больше открытых вопросов, помогайте обсуждению их;
- способствуйте формированию положительной самооценки, уважайте его ценности; поощряйте творчество и работу воображения; стимулируйте развитие умственных процессов высшего уровня, проявляйте уважение к индивидуальности ребенка;
- создайте оптимальные условий для развития одарённости;
-хвалите одарённых детей, как и других детей, они тоже нуждаются в Вашей положительной эмоциональной оценке;
-не забывайте о том, что одарённым детям свойственно богатство фантазии;
-не создавайте вокруг одарённого ребенка «эффект ореола»,ожидая от него высоких результатов абсолютно во всём;
-помогите понять ребенку, что неудача-это вполне нормальная вещь, что ошибиться может каждый;
-подбирайте для одарённого ребенка задания повышенной сложности, поддерживайте его интерес к познанию нового;
-в процессе познания используйте проблемные ситуации, соревновательную мотивацию;
-помните, что выявление, обучение и воспитание с учетом способностей - залог их дальнейшего благополучного развития;
- целесообразно в работе с одарёнными детьми использовать ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы;
-используйте ТСО в ходе непосредственной образовательной деятельности в работе с одарёнными детьми;
-поддерживайте игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок может оказаться в изоляции, уйти в себя.
-помните, что для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Свойство это проявляется весьма рано. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. Поддерживайте и понимайте их.
-одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
- учитывайте то, что одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя с окружающими.
- помогите одарённым детям реализовать потребность во внимании взрослых;
-сотрудничайте с родителями одарённых детей, проводите консультационно-просветительскую работу с ними;
-учитывайте принципы работы с одарёнными детьми : принцип развивающего обучения, принцип индивидуализации;
-создавайте атмосферу, в которой ребенок сможет свободно выражать свои чувства;
-вызывайте интерес к творчеству;
-способствуйте созданию ситуации успеха для каждого ребенка;
-учитывайте рекомендации и пожелания родителей;
-создайте в групповой комнате «уголок творчества» для каждого ребенка для реализации творческого потенциала детей;
-развивайте дошкольников через сюжетно-ролевые и дидактические игры, помните, что дети нуждаются в постоянном развитии их способностей;
-работайте вместе с психологом дошкольного учреждения, осуществляйте психологическое сопровождение детей и их родителей.
Ведь как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем учителе».