Лучший педагог года

Работа с одаренными детьми

Уьун Ньургууна
Работа с одаренными детьми
▼ Скачать

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Организация работы с одаренными детьми в ДОУ

19 ноября 2021

2993

Работа с одаренными детьми в ДОУ – важный элемент образовательного процесса. В статье раскрыты особенности организации такой деятельности, методики выявления способных детей в условиях дошкольного учреждения, представлены рекомендации по организации воспитательного процесса.

Содержание

Система работы с одаренными детьми в ДОУ

Публикация «Работа с одаренными детьми» размещена в разделах

Как организовать работу с одаренными детьми

Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ

Рекомендации педагогам по воспитанию одаренных детей

Дошкольное детство – самый плодотворный период для развития способностей ребенка. Характерные особенности этого возраста: повышенная впечатлительность, познавательная активность, потребность в умственной нагрузке. Малышам свойственны конкретность и яркость восприятия образов, интуиция и творческое воображение, фантазия и нестандартное мышление. Работа с одаренными детьми в ДОУ нацелена на то, чтобы своевременно выявлять и развивать неординарные способности воспитанников.

Что же такое одаренность и какие типы ее бывают? В. А. Сухомлинский писал: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Существует несколько типов одаренности, в частности:

интеллектуальная – о таких детях говорят «светлые головы». Они обладают глубокими знаниями, умеют самостоятельно их получать и пользоваться ними. В педагогической практике таких детей называют «вундеркиндами»;

академическая – воспитанники обладают высоким интеллектом, при этом на первый план выходят способности к обучению;

организаторская – характеризуется способностью понимать партнеров, чувствовать их эмоциональное состояние, легко решать конфликты, уметь организовывать сверстников в игровых ситуациях, добиваться результатов;

художественная одаренность – проявляется в способностях к музыке, танцам, живописи, сценической деятельности, скульптуре;

психомоторная (спортивная) – у детей такого типа развита быстрота реакции, энергичность, легкость в движении, физическая выносливость, стремление к участию во всевозможных соревнованиях.

Система работы с одаренными детьми в ДОУ

Способности одаренных детей отличаются от возможностей их сверстников, поэтому при организации образовательного процесса воспитатели применяют дифференцированный подход. Первая категория детей получает более сложные варианты заданий в группах или индивидуально. Такой подход придает образовательному процессу творческий характер.

Рассмотрим особенности системы работы с одаренными детьми в ДОУ.

На первом этапе выявляются обучающиеся, которые относятся к данной категории, после они вносятся в картотеку. Тут же происходит разработка индивидуальных форм обучения, в воспитательный процесс внедряются интерактивные технологии, в организации образовательной среды используются активные методы и формы.

На втором этапе происходит формирование новой образовательной среды, в которой воспитанники реализуют свои индивидуальные возможности и достижения.

На третьем этапе происходит анализ деятельности и реализации программ по работе с одаренными детьми.

Как организовать работу с одаренными детьми

Выявление одаренных детей осуществляют по нескольким направлениям. Наиболее доступный и простой способ – наблюдение в процессе образовательной деятельности ДОУ. Результаты наблюдений заносят в специальные анкеты для родителей и педагогов. Более сложный – индивидуальное обследование. Проводят при помощи интервью, бесед. Реже выполняют тестирование – специальные игры-задания с использованием профильных методик.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий, за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Обязательным условием является эффективность работы с одаренными детьми. Организация такой деятельности в ДОУ предполагает соблюдение определенных условий, в частности:

наличие в штате высококвалифицированных подготовленных педагогов;

качественно организованная предметно-развивающая среда;

создание доброжелательной, заботливой и поощрительной атмосферы для формирования у малышей чувства собственной значимости;

использование нетрадиционных приемов и методов, игровых технологий;

организация в ДОУ кружковой работы для развития творческого потенциала;

сотрудничество с семьей воспитанников.

Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ

Одаренный ребенок, как и другие дети, испытывает трудности в образовательной деятельности. Поэтому при работе очень важно понимать, с какими именно особенностями таких воспитанников может встретиться педагог.

Частые проблемы в работе с одаренными детьми :

Стремление к совершенству. Воспитанники не могут успокоиться, пока не достигнут высшего уровня во всем. Педагог должен не потерять эту жилку и использовать ее для развития способностей ребенка.

Ощущение неуязвимости. Преобладает критическое отношение к себе. Дети на ура воспринимают победы и очень серьезно переживают поражения.

Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству – и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

Потребность во взрослом внимании. Воспитанники более требовательны к взрослым, что может повлечь разногласия между ними и другими детьми.

Нетерпимость. Одаренные дети могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Учет этих проблемных зон, своевременное выявление и работа над ними, позволят построить работу более эффективно.

Организация работы с одаренными детьми в ДОУ включает грамотно выстроенное взаимодействие с родителями. Деятельность ведется в четырех направлениях: психологическое сопровождение семьи способного ребенка; разработка информационной среды для родителей; совместная практическая деятельно семьи; поддержка со стороны учреждения.

Рекомендации педагогам по воспитанию одаренных детей

Немаловажными являются требования к личностным и квалификационным качествам педагога.

Воспитатель должен обладать:

высокими интеллектуальными способностями для нивелирования интеллектуального разрыва между ним и ребенком;

достаточной компетентностью для выявления способностей у дошкольников и вывода их на новый уровень развития;

опытом работы с одаренными детьми;

теоретической и методической подготовкой, иметь представление о моделях работы с воспитанниками;

умением выявлять способных детей, составлять учебные индивидуальные программы;

умением создавать такие условия, при которых дошкольники смогут научиться заниматься, то есть овладевать приемами учебной деятельности и достигать определенных результатов.

В работе с одаренными детьми нужно избегать двух моментов: подчеркивания особенностей ребенка в среде сверстников (возведение их на пьедестал, публичного игнорирования способностей и успехов детей. Выполняя эти требования, педагог легко сможет справиться с поставленной задачей.

Залог успеха – поддержка и развитие индивидуальности ребенка. Нужно не растерять и не затормозить рост его способностей.

Публикации по теме:

Аппликация фольгой. Индивидуальная работа с детьмиАппликация фольгой. Индивидуальная работа с детьми Приоритетным в моей работе является художественно-эстетическое развитие детей. Уделяю этому направлению большое внимание. И конечно, как.

Дежурство по столовой. Работа с детьмиДежурство по столовой. Работа с детьми В нашей группе дети любят дежурить по столовой. Дежурство формирует желание потрудиться ради других, формирует умение помогать взрослому,.

Фотоотчет «Индивидуальная работа с детьми на прогулке»Фотоотчет «Индивидуальная работа с детьми на прогулке» Добрый вечер дорогие коллеги, родители! Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий.

Графический диктант. Работа с детьми в период самоизоляцииГрафический диктант. Работа с детьми в период самоизоляции Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально.

Индивидуальная работа по изодеятельности с детьми раннего возрастаИндивидуальная работа по изодеятельности с детьми раннего возраста Рисование помогает детям быстрее познать мир. Так же у ребенка лучше развивается мелкая моторика рук. Появление целенаправленности,.

Летняя оздоровительная работа с детьми Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Этим и определяется её основная цель и направления. Важно всемерно.

Работа с детьми летом. ФотоотчётРабота с детьми летом. Фотоотчёт ЛЕТНЯЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ (фото отчёт) Наше северное лето не может похвастаться жаркими деньками. Прогулка в летний период – один из важных.

Работа с одарёнными детьми в 1 классе План работы с одаренными детьми. 1 «Д» класс. Актуальность - необходимость поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Совместная творческая работа с детьми 2–3 лет «Мой веселый звонкий мяч»Совместная творческая работа с детьми 2–3 лет «Мой веселый звонкий мяч» Совместная творческая работа с детьми 2-3 лет "Мой веселый звонкий мяч" Цель: развитие творческих способностей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с одаренными детьми
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 06:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с одаренными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Уьун Ньургууна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД