Папки-передвижки

Работа с детьми с ОВЗ в условиях современного детского сада

Зарема Амзаевна Сейдаметова
Работа с детьми с ОВЗ в условиях современного детского сада

В нашем государстве, как и в любом другом, есть особые дети, имеющие различные от-клонения в развитии. Их принято называть «дети с особыми образовательными потреб-ностями». Согласно закона дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право на обучение и воспитание, как и их нормотипичные сверстники.

Публикация «Работа с детьми с ОВЗ в условиях современного детского сада» размещена в разделах

Инклюзи вное образова ние (англ. inclusion — включение, включающее образова-ние, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независи-мо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность посещать образовательные учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ОВЗ создаются специальные условия : перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.

Базовая проблема инклюзивного образования – создание безбарьерной образователь-ной среды. Основное правило – доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью, направ-ленная на решение проблем и трудностей социализации.

В условиях современного детского сада можно выделить следующие проблемы работы с детьми с ОВЗ :

1. Переполненные группы.

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 рекомендуемая наполняемость на одного воспитателя для групп комбинированной направленности устанавливается в зависимости от категории детей с ОВЗ и возраста детей в группе.

Для групп старше 3 лет рекомендуемое количество детей в группе составляет:

- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с отклонениями в развитии. В нашей группе списочный состав детей - 34 ребенка при количестве детей с теми или иными от-клонениями в развитии - 6 человек, в основном это аутисты.

Аутизм представляет собой широкий спектр состояний, варьирующихся от легкой степе-ни до тяжелой. Эта область малоизучена, до конца не известны причины возникновения, проявления разнообразны.

Единственный общий критерий – затруднения в коммуникации. Отсюда следует вторая проблема:

2. Коммуникативная проблема. Для ее преодоления специалистами, а также в нашей практике используется метод визуальной поддержки общения (карточки PECS, коммуникационная система обмена изображениями) - это альтернативная речи методика визуализации распорядка дня, инструкций, условий получения же-лаемого (сначала сделай это – потом получишь то-то).

3. Как уже было сказано, затруднена не только коммуникация с другими людьми, но и само понимание речи. В особо тяжелых случаях дети с РАС неспособны дей-ствовать по элементарной словесной инструкции вне привычной ситуации, неспо-собны действовать по образцу или по подражанию. В незнакомых ситуациях их каждый раз нужно учить заново, используя ситуативную речь и соответствующие жесты.

Например, когда приходит время обеда, ребенка сажают на его место, ставят пе-ред ним посуду, т. е. создают привычную ситуацию. Затем взрослый берет ложку, говорит: «Ешь» — и кормит

ребенка. Для ребенка слово при этом не выделяется из

ситуации, а воспринимается как одна из частей его составляю-

щих. Если сказать ему «Ешь» в другой ситуации, слово стано-

вится непонятным. Такое понимание речи называется ситуативным.

Ситуативная речь не может руководить действиями ребенка, и на

данном этапе развития речи ребенок не будет действовать по сло-

весной инструкции вне привычной ситуации.

4. Таким образом, не все дети с ОВЗ способны адаптироваться к условиям обыч-ной жизни в детском саду, не требуя к себе дополнительного внимания и условий. Возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода воспитателя к воспитанникам в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому.

5. В тоже время неоднородность воспитанников с учетом их физического, речевого, умственного и психического развития усиливается, что приводит к затруднению адаптации не только детей с ОВЗ, но и их нормотипичных одногруппников.

6. Наблюдая за происходящим, педагогам трудно освоить идеологию инклюзивного образования, также они испытывают трудности при реализации методов воспитания и обучения в силу отсутствия методической поддержки.

7. Имеющиеся на сегодня материалы разрознены и не объединены в систему, что подтверждает отсутствие одобренной примерной адаптированной образовательной программы для детей с РАС. Отсюда не всегда грамотные, составленные «наощупь» рабочие программы.

В основе нашего понимания целей и задач программы – включение детей с ОВЗ в те же виды деятельности, что и в общеобразовательной программе, но ставить разные ориенти-ры освоения программы.

8. Еще одна проблема, возможно, одна из главных – это одностороннее взаимодей-ствие с семьей. Родители зачастую не придерживаются рекомендаций, а делают так, как им проще. Хотя детям с такими отклонениями особенно важно соблюдение последовательности и в саду и дома.

9. Также в отдельных случаях, родители не могут или не хотят понять, что конкретно для их ребенка длительное пребывание в детском коллективе невозможно без сен-сорной перенагрузки. Это ситуация, когда окружающая среда становится источни-ком большего числа стимулов, чем то, на которые индивид способен обратить вни-мание или которое он может обработать. При сенсорной перенагрузке ребенок впадает в состояние повышенной возбудимости из-за неспособности обработать всю поступающую информацию. При этом родители стремятся оставить его как можно дольше, чтобы – образно говоря - развязать себе руки, не учитывая, что главная цель пребывания в саду – это социализация ребенка, а не свободное время мамы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми с ОВЗ в условиях современного детского сада
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 00:54
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с детьми с ОВЗ в условиях современного детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Зарема Амзаевна Сейдаметова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД