Зарема Амзаевна Сейдаметова
Работа с детьми с ОВЗ в условиях современного детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем государстве, как и в любом другом, есть особые дети, имеющие различные от-клонения в развитии. Их принято называть «дети с особыми образовательными потреб-ностями». Согласно закона дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право на обучение и воспитание, как и их нормотипичные сверстники.
Публикация «Работа с детьми с ОВЗ в условиях современного детского сада» размещена в разделах
Инклюзи вное образова ние (англ. inclusion — включение, включающее образова-ние, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независи-мо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность посещать образовательные учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ОВЗ создаются специальные условия : перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.
Базовая проблема инклюзивного образования – создание безбарьерной образователь-ной среды. Основное правило – доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью, направ-ленная на решение проблем и трудностей социализации.
В условиях современного детского сада можно выделить следующие проблемы работы с детьми с ОВЗ :
1. Переполненные группы.
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 рекомендуемая наполняемость на одного воспитателя для групп комбинированной направленности устанавливается в зависимости от категории детей с ОВЗ и возраста детей в группе.
Для групп старше 3 лет рекомендуемое количество детей в группе составляет:
- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с отклонениями в развитии. В нашей группе списочный состав детей - 34 ребенка при количестве детей с теми или иными от-клонениями в развитии - 6 человек, в основном это аутисты.
Аутизм представляет собой широкий спектр состояний, варьирующихся от легкой степе-ни до тяжелой. Эта область малоизучена, до конца не известны причины возникновения, проявления разнообразны.
Единственный общий критерий – затруднения в коммуникации. Отсюда следует вторая проблема:
2. Коммуникативная проблема. Для ее преодоления специалистами, а также в нашей практике используется метод визуальной поддержки общения (карточки PECS, коммуникационная система обмена изображениями) - это альтернативная речи методика визуализации распорядка дня, инструкций, условий получения же-лаемого (сначала сделай это – потом получишь то-то).
3. Как уже было сказано, затруднена не только коммуникация с другими людьми, но и само понимание речи. В особо тяжелых случаях дети с РАС неспособны дей-ствовать по элементарной словесной инструкции вне привычной ситуации, неспо-собны действовать по образцу или по подражанию. В незнакомых ситуациях их каждый раз нужно учить заново, используя ситуативную речь и соответствующие жесты.
Например, когда приходит время обеда, ребенка сажают на его место, ставят пе-ред ним посуду, т. е. создают привычную ситуацию. Затем взрослый берет ложку, говорит: «Ешь» — и кормит
ребенка. Для ребенка слово при этом не выделяется из
ситуации, а воспринимается как одна из частей его составляю-
щих. Если сказать ему «Ешь» в другой ситуации, слово стано-
вится непонятным. Такое понимание речи называется ситуативным.
Ситуативная речь не может руководить действиями ребенка, и на
данном этапе развития речи ребенок не будет действовать по сло-
весной инструкции вне привычной ситуации.
4. Таким образом, не все дети с ОВЗ способны адаптироваться к условиям обыч-ной жизни в детском саду, не требуя к себе дополнительного внимания и условий. Возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода воспитателя к воспитанникам в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому.
5. В тоже время неоднородность воспитанников с учетом их физического, речевого, умственного и психического развития усиливается, что приводит к затруднению адаптации не только детей с ОВЗ, но и их нормотипичных одногруппников.
6. Наблюдая за происходящим, педагогам трудно освоить идеологию инклюзивного образования, также они испытывают трудности при реализации методов воспитания и обучения в силу отсутствия методической поддержки.
7. Имеющиеся на сегодня материалы разрознены и не объединены в систему, что подтверждает отсутствие одобренной примерной адаптированной образовательной программы для детей с РАС. Отсюда не всегда грамотные, составленные «наощупь» рабочие программы.
В основе нашего понимания целей и задач программы – включение детей с ОВЗ в те же виды деятельности, что и в общеобразовательной программе, но ставить разные ориенти-ры освоения программы.
8. Еще одна проблема, возможно, одна из главных – это одностороннее взаимодей-ствие с семьей. Родители зачастую не придерживаются рекомендаций, а делают так, как им проще. Хотя детям с такими отклонениями особенно важно соблюдение последовательности и в саду и дома.
9. Также в отдельных случаях, родители не могут или не хотят понять, что конкретно для их ребенка длительное пребывание в детском коллективе невозможно без сен-сорной перенагрузки. Это ситуация, когда окружающая среда становится источни-ком большего числа стимулов, чем то, на которые индивид способен обратить вни-мание или которое он может обработать. При сенсорной перенагрузке ребенок впадает в состояние повышенной возбудимости из-за неспособности обработать всю поступающую информацию. При этом родители стремятся оставить его как можно дольше, чтобы – образно говоря - развязать себе руки, не учитывая, что главная цель пребывания в саду – это социализация ребенка, а не свободное время мамы.