Малых Ирина Андреевна
Работа по выявлению и развитию способностей детей дошкольного возраста. Совместный проект с детьми «Маленькие волшебники»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ Онохойская начальная общеобразовательная школа- д/с»Белочка»
671300, Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Промышленная, 5
Работа по выявлению и развитию способностей детей дошкольного возраста
Совместный проект с детьми «Маленькие волшебники»
Работа по выявлению и развитию способностей детей дошкольного возраста
Публикация «Работа по выявлению и развитию способностей детей дошкольного возраста, Совместный проект с детьми „Маленькие волшебники“» размещена в разделах
Совместный проект с детьми «Маленькие волшебники»детского экспериментирования, что открывает для детей перспективу саморазвития, развивает познавательную активность.
В моей группе имеется ряд развивающих центров.
1. Центр музыкального развития – среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки. Группа оснащена ноутбуком, музыкальными игрушками и инструментами. Здесь дети в танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах учатся создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
2. Центр физической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть.
3. Центр развития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры. Чаще всего с детьми играем в сюжетно- ролевые игры (Моя семья, Кафе, Больница, салон красоты и др. так же дети с удовольствием играют в строительные игры, где строят различные постройки и после их обыгрывают, (гараж для машин, дома, замки). Так же вместе с детьми играем в театрализованные игры, где дети учатся «вживаться» в роль.
4. Центр математического развития и занимательных игр оснащен специализированным оборудованием и пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками, наглядными моделями, символами. Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности.
5. Центр художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка. Организована работа кружка «Волшебные краски» по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование мятой бумагой, на ткани, палочками. солью и т. д.). кружок по бисероплетению. Особое внимание я уделяю центру экспериментирования. За время своей практики в детском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и в связи с этим я решила активно внедрять в совместную работу с детьми познавательно-исследовательскую деятельность.
В моей группе создана детская исследовательская лаборатория, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Наша лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования. Это природные материалы: листья, песок, земля, семена; медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, меха; соль, сода, свечи, фонарики; микроскопы, лупы, магниты, весы; детские фартуки; схемы для проведения опытов и т. д. Результатом работы с детьми стали : «Сказка о камешке», «Прятки с водой», «Секреты воздуха-невидимки», игра-путешествие «Царство трех ветров». Работа в данном направлении заинтересовала не только детей, но и родителей: они помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняют необходимыми материалами.
Исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями.
Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников. Совместно с детьми и родителями разрабатываем интересные проекты на самые разные темы «Весна красна», «День защитника Отечества», «Путешествие в Африку», «Огородных дел мастер». Основной целью проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Работа с родителями одаренных детей мною реализуется в четырех направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
2. Организация информационной среды для родителей. С целью повышение педагогической культуры родителей мною предлагаются консультации по вопросам детской одаренности «Одаренный ребенок в вашем доме», «Как развивать художественно-творческие способности у детей», «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома». В детском саду организуются конкурсы: конкурсы чтецов, выставки детских рисунков и работ победителей конкурсов.
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, персональные выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.) Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед детьми. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития.
Совместный проект с детьми «Маленькие волшебники»
Если ребёнок не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений
Л. Н. Толстой
Актуальность проекта
Общество нуждается в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать проблемы быстро меняющихся условий жизни. Практика показывает, что чаще творческие люди добиваются большего успеха во многих сферах. Поэтому стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем детям проявить свои таланты и творческий потенциал. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально – экономического, культурного и духовно – нравственного преображения. Актуальность данной проблемы сделала необходимым поиск видов детской деятельности оптимальных с точки зрения формирования творчества. Следовательно, при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с тем или иным видом деятельности, к которому они проявляют интерес, приведёт к полноценному формированию эмоциональной сферы ребёнка, что в свою очередь даёт возможность достичь гармонии личности. В настоящее время, реализация ФГОС создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности дошкольника, а также условия для творческой самореализации педагогов. способности путём создания условий для удовлетворения потребностей в самовыражении.
Задачи: Изучить теорию и практику вопроса по данной теме.
Разработать проект по теме
- создать условия для развития творческих способностей дошкольников - освоить технологии развития творчества детей дошкольного возраста - организовать развивающую среду в группе
-создать творческую мастерскую Разработать план занятий творческой мастерской -Организовать взаимодействие педагогов детского сада и родителей в реализации проекта
Проблема:
Как открыть творца в ребёнке?
Проблемные вопросы: Как организовать деятельность, чтобы она способствовала развитию творческого потенциала детей?
Каким образом задачи развития интереса к творчеству могут быть представлены в развивающей среде?
Как развитие творческих способностей раскроют потенциал личности?
Гипотеза:
Если в группе будут созданы условия для «погружения» ребёнка в творчество–то это позволит развить у ребёнка желание творить.
Участники проекта :
Родители, дети, воспитатель, музыкальный руководитель.
Аннотация проекта : Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста - По доминирующей деятельности – Творческий - По характеру содержания – ребёнок и рукотворный мир -По характеру контактов – открытый - По количеству участников – групповой (две подгруппы по 7 человек) - По целевой установке – долгосрочный (1 год)
Предполагаемые результаты:
На уровне детей : - Дети освоят элементарные способы создания (творческого продукта, изделия, поделки) по собственной инициативе.
- Дети овладеют разнообразными прикладными техниками, научатся сочетать их элементы при создании (продукта своего творчества) - Появится интерес к творческому экспериментированию, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных техник и их сочетаний.
- Сформируется уверенность, самостоятельность, инициативность в творческой деятельности.
На уровне педагога:
- Овладею технологией решения творческих задач -профессиональный рост, повышение уровня педагогической компетентности, удовлетворенность работой;
На уровне ДОУ: - Создание модели развития творческих способностей дошкольников. - Создание рабочей программы кружка «Волшебные краски» Создание рабочей программы Кружка «Волшебное перевоплощение»