Папки-передвижки

«Слова и звуки». Проект по обучению грамоте в средней группе

Наталия Пимашова
«Слова и звуки». Проект по обучению грамоте в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом). Это первая ступенька грамоты. Знания, которыми овладевают дети на данном этапе обучения позволяют им перейти к звуковому анализу слов, воспитывают фонематический слух и речевое внимание, что необходимо для дальнейшего обучения грамоте. Благодаря этому ребята не будут пропускать буквы в словах при письме.

Итак, на первом этапе у детей формируется умение интонационно выделять заданные звуки в слове в слове и правильно их называть. В процессе обучения дошкольники узнают, что слов много, они состоят из звуков, все слова звучат, одни и те же звуки есть в разных словах; дети умеют определять протяженность слова (длинное, короткое, определять и называть первый звук слова, называть слова с заданным звуком.

Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.

Они получают знания об основных законах речи:

• речь состоит из слов:

• слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами:

• слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);

• они звучат (состоят из звуков):

• слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);

• из слов можно составлять предложения;

• звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.

Тип проекта: речевой, первая ступенька в обучении грамоты

Срок: март – май 2025г.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Проблема: не умеют выделять первый звук в слове и называть его.

Причины: отсутствие интереса родителей к обучению детей грамоте.

Гипотеза: в процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.

Цель: развивать и совершенствовать фонематический слух детей. Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук»; сравнивать слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук (сначала первый звук в слове, а потом – любой). Учить детей называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове; различать твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки.

Основной задачей - является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука). Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи, учить детей произвольно менять громкость голоса и интонацию.

В средней группе проводится 10 занятий по подготовке к обучению грамоте (март—май). Длительность каждого занятия — 15 минут.

Перспективный план мероприятий на март – май 2025 года

Март

1 неделя - диагностика знаний и умений детей.

2 – неделя: Занятие №1 (ст. 26) Л. Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте»

Пр. сод: рассказать детям о словарном составе речи; познакомить с термином слово; рассказать, что слов много; познакомить линейностью и протяженностью слов; учить интонационному выделению в словах звука (ш); учить называть слова со звуком (ш).

3 – неделя: №2 (ст. 28) Пр. сод: учить детей интонационно выделять в словах звук (ж) – песенку жука. Познакомить с термином звук; воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

4- неделя: №3 (ст. 29) Пр. сод: учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки; учить произносить слова с интонационным выделением звуков (с) и (с’); воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

Апрель

1 – неделя: № 4 (ст. 30) Пр. сод: учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; воспитывать речевое внимание, фонематический слух4 учить называть слова с заданным звуком.

2 – неделя: №5 (ст. 320 Пр. сод: учить детей составлять предложения по живой модели; закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; учить интонационно выделять звуки в словах; рассказывать о многозначности слов; учить называть слова с заданным звуком.

3 неделя: №6 (ст. 33) Пр. сод: рассказать детям, какие бывают первые звуки в слове; учить составлять предложения по живой модели; воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

4- неделя: №7 (ст. 34) Пр. сод: учить детей сравнивать слова по протяженности; воспитывать речевое внимание, фонематический слух; учить определять первый звук в словах; учить называть слова с заданным звуком.

Май.

1 – неделя: №8 (ст. 35) Пр. сод: учить детей определять 1-й звук в слове; закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки; учить составлять предложения о действиях детей; учить называть слова с заданным звуком

2 – неделя: №9 (ст. 36) Пр. сод: закреплять умение детей определять и называть 1-й звук в слове; развивать речевое внимание, фонематический слух; рассказать детям, что слова звучат по-разному; учить называть слова с заданным звуком.

3 – неделя: № 10 (ст. 38) Пр. сод: учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; воспитывать речевое внимание, фонематический слух; учить называть слова с заданным звуком.

4 – неделя: диагностика знаний и умений детей по окончанию проекта.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группеКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группе «Конспект занятия по обучению грамоте Звуки [С], [С’].Буква Сс. В подготовительной группе». Образовательные задачи: Закрепить представление.

Дидактическая игра по обучению грамоте «Слова, слоги, звук» в средней группеДидактическая игра по обучению грамоте «Слова, слоги, звук» в средней группе Коллеги, представляю вам дидактическую игру, которую можете вы сделать своими руками. У детей 4-5 лет наблюдается особая чувствительность,.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Короткие и длинные слова»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Короткие и длинные слова» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в средней группе на тему: «Короткие и длинные слова» Цель: совершенствование фонематического.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Слова и звуки». Проект по обучению грамоте в средней группе
Опубликовано: 13 февраля 2025 в 08:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Слова и звуки». Проект по обучению грамоте в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Пимашова (УИ 1122746) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!
15 февраля 2025 суббота
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Праздник гиппопотама!
Православный праздник Сретение!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД