Наталия Пимашова
«Слова и звуки». Проект по обучению грамоте в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом). Это первая ступенька грамоты. Знания, которыми овладевают дети на данном этапе обучения позволяют им перейти к звуковому анализу слов, воспитывают фонематический слух и речевое внимание, что необходимо для дальнейшего обучения грамоте. Благодаря этому ребята не будут пропускать буквы в словах при письме.
Итак, на первом этапе у детей формируется умение интонационно выделять заданные звуки в слове в слове и правильно их называть. В процессе обучения дошкольники узнают, что слов много, они состоят из звуков, все слова звучат, одни и те же звуки есть в разных словах; дети умеют определять протяженность слова (длинное, короткое, определять и называть первый звук слова, называть слова с заданным звуком.
Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.
Они получают знания об основных законах речи:
• речь состоит из слов:
• слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами:
• слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
• они звучат (состоят из звуков):
• слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
• из слов можно составлять предложения;
• звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).
Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.
Тип проекта: речевой, первая ступенька в обучении грамоты
Срок: март – май 2025г.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Проблема: не умеют выделять первый звук в слове и называть его.
Причины: отсутствие интереса родителей к обучению детей грамоте.
Гипотеза: в процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.
Цель: развивать и совершенствовать фонематический слух детей. Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук»; сравнивать слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук (сначала первый звук в слове, а потом – любой). Учить детей называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове; различать твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки.
Основной задачей - является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука). Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи, учить детей произвольно менять громкость голоса и интонацию.
В средней группе проводится 10 занятий по подготовке к обучению грамоте (март—май). Длительность каждого занятия — 15 минут.
Перспективный план мероприятий на март – май 2025 года
Март
1 неделя - диагностика знаний и умений детей.
2 – неделя: Занятие №1 (ст. 26) Л. Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте»
Пр. сод: рассказать детям о словарном составе речи; познакомить с термином слово; рассказать, что слов много; познакомить линейностью и протяженностью слов; учить интонационному выделению в словах звука (ш); учить называть слова со звуком (ш).
3 – неделя: №2 (ст. 28) Пр. сод: учить детей интонационно выделять в словах звук (ж) – песенку жука. Познакомить с термином звук; воспитывать речевое внимание, фонематический слух.
4- неделя: №3 (ст. 29) Пр. сод: учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки; учить произносить слова с интонационным выделением звуков (с) и (с’); воспитывать речевое внимание, фонематический слух.
Апрель
1 – неделя: № 4 (ст. 30) Пр. сод: учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; воспитывать речевое внимание, фонематический слух4 учить называть слова с заданным звуком.
2 – неделя: №5 (ст. 320 Пр. сод: учить детей составлять предложения по живой модели; закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; учить интонационно выделять звуки в словах; рассказывать о многозначности слов; учить называть слова с заданным звуком.
3 неделя: №6 (ст. 33) Пр. сод: рассказать детям, какие бывают первые звуки в слове; учить составлять предложения по живой модели; воспитывать речевое внимание, фонематический слух.
4- неделя: №7 (ст. 34) Пр. сод: учить детей сравнивать слова по протяженности; воспитывать речевое внимание, фонематический слух; учить определять первый звук в словах; учить называть слова с заданным звуком.
Май.
1 – неделя: №8 (ст. 35) Пр. сод: учить детей определять 1-й звук в слове; закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки; учить составлять предложения о действиях детей; учить называть слова с заданным звуком
2 – неделя: №9 (ст. 36) Пр. сод: закреплять умение детей определять и называть 1-й звук в слове; развивать речевое внимание, фонематический слух; рассказать детям, что слова звучат по-разному; учить называть слова с заданным звуком.
3 – неделя: № 10 (ст. 38) Пр. сод: учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; воспитывать речевое внимание, фонематический слух; учить называть слова с заданным звуком.
4 – неделя: диагностика знаний и умений детей по окончанию проекта.