Фролова Ольга Сергеевна
Консультация для педагогов по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.
К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы…»
К сожалению, наши современники не желают освоить это богатство сполна, отсюда низкий показатель уровня мышления, культуры общения.
Публикация «Консультация для педагогов по развитию речи» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.
Одной из основных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешности ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Научить детей владеть словом, вооружить их необходимыми в жизни знаниями и речевыми навыками - вот главная цель, которую мы ставим при изучении грамматики с правописанием, при проведении уроков русского языка в начальной школе. В основу обучения связной речи должно быть положено формирование умений, общих для устных и письменных высказываний. К таким умениям сейчас относят умение раскрывать тему высказывания, умение раскрывать основную мысль, собирать материал, систематизировать и другое.
Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. В школу ученик приходит с пассивным русским словарем. Над словарем ребенка надо работать.
Это первая задача. Работу необходимо вести планомерно, путем устных бесед, чтения полезных книг и заучивания. Например, заучиванием потешек.
Вторая задача учителя - научить детей связывать слова в речь так, чтобы речь их точно и четко выражала ту мысль, которую они хотят высказать. Не всегда надо требовать от детей, чтобы они выражали мысли полными ответами. Ответ может быть и кратким.
С целью развития связной речи учащихся можно провести инсценировку. Знакомство с любым предметом.
При этом надо иметь в виду, что каждый вид речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо)имеет свою специфику и требуют особых умений и навыков, которые приобретаются в процессе выполнения различных тренировочных упражнений:
а)перечислять признаки предметов
б)распространение и дополнение предложений по вопросам (Ребята пошли в (какой) лес.) или без вопросов (В лесу ребята увидели. .Они отпустили ежика.) .
в)вспомнить стихи, пословицы, загадки со словами, обозначающими предметы, изображенные на выставленных карточках - картинках.
Третьей задачей в работе по развитию устной и письменной речи детей в начальной школе является выработка навыка связывать предложения в стройную речь. Для этого прежде всего надо научить детей располагать свои мысли последовательно по определенному плану. Учителю необходимо обратить основное внимание на целенаправленную работу по обучению данной речи. Можно рекомендовать распространение, дописывание и самостоятельное составление предложений.
Необходимо научить детей подбирать материал на тему, научить их при составлении изложений и сочинений держаться темы.
Это и будет четвертой задачей, которую надо поставить учителю перед собой при работе над развитием речи детей.
Навык подбирать материал на тему сочинения чрезвычайно важен при всяком связном изложении мыслей. Для выработки этого навыка надо использовать не только книгу, но также и картинку, и непосредственно живой детский опыт. В методическом отношении ценным пособием является картина: работа по картине (а еще лучше по ряду картинок на одну тему) может проводиться, начиная уже с первого года обучения в форме устной беседы и рассказывания ее содержания. Эта работа дисциплинирует мышление детей, удерживая их внимания в сфере определенной темы. Нужно научить их отбирать из запаса впечатлений и наблюдений только то, что относится к данной учителем теме. Следует заметить, что при этой работе весьма важно брать актуальный, интересный, воспитательный материал, доступный детскому пониманию. Можно предложить такие задания:
1. Составь текст из 3-4 предложений на тему “Дятел - полезная птица. ” Начни текст предложением: Не зря дятла лесным доктором называют!
2. Прочитай и сравни два заголовка: “Наш класс”, “Наш класс дружный. ” Одинаковы они или отличаются друг от друга? Составь текст, используя один из заголовков из 3-4 предложений.
Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
С первых дней обучения в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений.
Речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Особенно заметно это бывает при длительном речевом общении, при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. Ребенок быстро утомляется, что ведет к замедлению темпа речи, ее не внятности, что создает трудности в обучении правильной выразительной речи учащихся.
Первоклашки к концу первой четверти составляют связные рассказы на темы: ”Я - школьник”, ”Моя семья”, ”Любимая игрушка”, ”Любимое время года”. При этом детям предлагается в помощь начало (Я поступил в школу. Я учусь в первом классе. Я ученик первого класса.) рассказа и его концовка (Мне нравится учиться. Мне хорошо в школе.). Школьника следует учить построению следующих за первым предложением фраз, употреблению в них повторов для сохранения смысловой связи между предложениями. Такую работу можно проводить при выполнении различных заданий, связанных с описанием рисунков учебника, картин, речевых ситуаций.
Дети с удовольствием принимают участие в игре, стараются придумывать интересные предложения по ране изученным конструкциям. Если ребенок ошибается, всем классом помогаем. Ни в коем случае не оставляем без внимания и не порицаем.
Таким образом, обучение русскому языку должно начинаться с накопления лексики, так как от уровня владения лексикой зависит эффективность развития речи. Словарная работа должна быть неотъемлемой частью всех видов занятий.
С первых дней детей в школе необходимо проводить в начале урока речевую разминку, в которую должны быть включены различные речевые упражнения:
1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж)
Как кричит осел? (Иа-иа!)
Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
2. Чтение чистоговорок, скороговорок.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.
Методику скороговорения использую на уроках обучения грамоте (при изучении нового звука и буквы).
Скороговорка используется для совершенствования дикции учащихся так, как обладает несомненными достоинствами: наличием звуковых повторов и ритма, занимательностью содержания, краткостью.
Последовательность работы над скороговоркой:
1) медленное, размеренное произнесение учителем;
2) осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом;
3) повторное, с усиленной артикуляцией, произнесение учителем;
4) обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение;
5) индивидуальное произнесение учащимися.
Скороговорки использую также на уроках русского языка и чтения.
Скороговорки:
Лара у Вали
Играет на рояле.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
3. Проведение игры " Я начну, а вы продолжите…"
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль…
Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.
Целый день сегодня шью,
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка.
4. Проведение диалогов в стихотворной форме.
Вместе: Мы идем лесной тропинкой.
А куда не знаем сами.
Учитель: За малиной?
Дети: За малиной!
Учитель: За грибами?
Дети: За грибами!
5. Проведение игры " Птичья стая ". Чтение слоговых таблиц.
Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.
Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.
Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
читель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
Дети читают шё потом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
6. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 - 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.
Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.
На протяжении всего начального обучения необходимо систематически проводить словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, ее следует подкреплять теоретическими сведениями по лексике. В ходе такой работы учащиеся узнают о многозначности слов, о синонимах, антонимах, о правильном употреблении их в речи. Одновременно школьники учатся различать разряды слов на основе лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения (склонения и спряжения) и грамматических признаков разрядов слов. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях.
Учеников необходимо постепенно приучать пользоваться толковым и орфографическим словарями.
По мере развития навыка устных рассказов следует вводить письменные творческие работы-сочинения. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинения отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребёнка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Ученикам представляется полная свобода самовыражения в слове, поэтому не провожу такой подготовительной работы перед написанием сочинения, как составление плана, пересказа, зачитывания образцов, предварительного устного рассказа по картине, орфографической, словарной подготовки. Подготовка осуществляется всей предшествующей системой работы, начиная с 1 -го класса.
1. Творческое списывание:
Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм.
Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.
Задание: Вставь пропущенные глаголы с не.
Задание: Восстанови пропущенные реплики.
Задание: Продолжи ряд однородных членов, употребив имена существительные, имеющие форму одного числа.
2. Терминологический диктант.
Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов.
1. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи).
2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция).
3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац).