Ольга Викторовна Гурвич
Работа по развитию диафрагмального неречевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание.
Для нормальной речи необходим длительный экономный выдох.
Диафрагмальный тип дыхания (нижнее - рёберный) принято считать самым глубоким, наиболее сильным. Лёгкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы.
Публикация «Работа по развитию диафрагмального неречевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В работе, многие, наверняка сталкивались с ситуацией, когда ребёнок не может на выдохе произнести фразу, а иногда даже строчку стихотворения. Голос как бы затухает, ребёнок не договаривает фразу или слово. Либо речь носит как бы рваный характер (ребёнок прерывает её, чтобы набрать воздух). При этом речь теряет свою плавность и часто теряются логические акценты.
Поэтому, прежде всего, ребёнка надо научить диафрагмальному типу дыхания, а затем с помощью игровых упражнений увеличить длительность выдоха и научить речевому дыханию.
Различают два вида дыхания : неречевое и речевое.
Этапы формирования развития дыхания :
I этап – дыхательные упражнения, направленные на управление движениями диафрагмы. Управлять движением диафрагмы легче всего в расслабленном положением: лёжа на спине, затем стоя, затем сидя. Вдох - носом, выдох – ртом. Неречевое дыхание.
II этап. Затем на выдохе добавляем произнесение отдельных гласных звуков
III этап. На выдохе произносим ряд гласных звуков.
IVэтап. На одном выдохе произносим 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их произносит).
V этап. На выдохе произносим слог, а затем серию слогов, комбинируя длительное и краткое их произношение на 1 выдохе.
VI этап. На выдохе произносим серию слов.
VII этап. Рассказываем чистоговорки, стихи, соблюдая логические паузы.
Условия для проведения игр и упражнений на дыхание
• Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
• Не заниматься после еды (только через 1,5 – 2 часа)
• Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
• Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе и длительности занятий.
2-3 года 2-3 слова 2-3 минут
3-4 года 3-5 слов 3-4 минуты
4-6 лет 4-6 слов 4-6 минут
6-7 лет 5-7 слов 5-7 минут
У нас в саду специалисты тесно взаимодействуют между собой т. к. решают общие задачи. Так, выработкой диафрагмального дыхания, у нас занимаются не только логопеды, но и инструктор лечебной физкультуры, а закрепляют навыки воспитатели.
Упражнения на выработку диафрагмального неречевого дыхания
Если вдох выполнен верно, плечи подниматься не должны.
Iэтап.
Дыхательные упражнения, направленные на управление движениями диафрагмы.
Игровое упражнение:
Положить руки на область диафрагмы. Сделать вдох носом (брюшная стенка при этом выпятиться вперёд, затем выдохнуть через рот (область диафрагмы при этом втягивается).
В качестве профилактики речевых нарушений, на выдохе следует не раздувать щёки!
Игровое упражнение: «Греем ручки»
Выдыхание струи воздуха на ладони.
Игровое упражнение: «Листья падают и кружатся»
сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев
Игровое упражнение: «Снежинки»
сдувание вырезанных из тонкой бумаги снежинок; сдувание со стола комочков ваты.
Игровое упражнение: «Задуй свечку»
Задувание пламя свечи, имитированной из листка бумаги. Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Педагог отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.
Игровое упражнение: «Ветряная мельница»
Эта интересная игрушка представляет собой подвижную вертящуюся на палочке «мельницу» обычно из бумаги. Предложите ребенку подуть вместо ветра. Обратите внимание ребёнка на то, что лопасти вертятся тем быстрее, чем сильнее «ветер» от вашего дыхания.
Игровое упражнение: “Султанчик”
Султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
Игровое упражнение: “Шарик”
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Игровое упражнение: “Занавесочка”
Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.
Игровое упражнение: “Ветерок”
На прогулке весной или летом, когда на полянках можно найти много «зрелых» одуванчиков, соберите вместе с ребенком по «букетику», а потом покажите, как сдувать семена - парашютики. Устройте маленькое соревнование, у кого получится сдуть больше и на дальнее расстояние пушистых семян.
Можно дуть на пёрышко или ватку.
Или предложить ребенку подуть на флажок, как ветерок. Имитация легкого ветра: нежное дутье с округленными губами, имитация ветра более сильного, затем ветра во время бури.
Игровое упражнение: “Горячий чай”
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке, чтобы он быстрее остыл.
(Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой и прикрепляется к чашке с помощью пружинки).
Ребенок дует а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки.
Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.
Игровое упражнение: “Загони мяч в ворота”
На выдохе воздушной струёй загоняем шарик в ворота. Мячик сделан из ваты или пищевой фольги.
Игровое упражнение: “Волейбол”
Взрослый и ребенок или два ребёнка стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).
Игровое упражнение: “Трубочка”
Ребенок дует через трубочку свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.
Игра на музыкальном инструменте “Дудочка”
На выдохе дуем в дудочку.
Игра “Мыльные пузыри”
Взрослый побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко. Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
Игровое упражнение: “Капелька”
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька “бежит” и оставляет за собой след.
Игровое упражнение: «Надуй смешарика»
Надуваются бумажные игрушки из киндер-сюрпризов.
Игровое упражнение: «Сделай бульки»
Если в доме есть соломинки для коктейля (тонкие трубочки, можно показать ребёнку, как весело дуть в них, чтобы вода в стакане (чашке, тазике) начала пузыриться и булькать. Наполняйте емкость не до краев – это важно. Устройте маленькое соревнование, у кого сильнее «буря в стакане». Дуйте по очереди или вместе, чтобы оценить силу выдоха. Воду в этой игре лучше использовать питьевую.
Игровое упражнение: «Свистульки»
Для игры потребуются пластмассовые, керамические, деревянные игрушки-свистульки. Они бывают в виде забавных животных. Покажите, как нужно дуть, чтобы свистулька звучала.
Игровое упражнение: «Песня ветра»
Вам понадобится китайский колокольчик «песня ветра». Можно подвесить его на любую опору на удобном расстоянии от малыша или подержать его в руках. Подуйте на колокольчики и попросите ребенка сделать это самостоятельно. Акцентируйте внимание на том, что звон усилится при более сильном «дуновении».